Научная статья на тему 'Внешние факторы конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда'

Внешние факторы конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / РЫНОК ТРУДА / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТРУДА / СПРОС НА ТРУД / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина Татьяна Александровна

В статье представлены результаты анализа внешних факторов конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Данные факторы разделены на факторы со стороны спроса и со стороны предложения труда. Конкурентоспособность выпускников зависит от конкурентоспособности других групп. Основными конкурентами выпускников вузов являются другие выпускники вузов, работники с высшим образованием и с опытом работы, работники без высшего образования, но с опытом работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXTERNAL FACTORS OF UNIVERSITY TO GRADUATES COMPETITIVENESS AT THE LABOUR MARKET

The article analyses the factors dividing them into labour supply and labour demand factors. There is a lot of competition at the labour market, where there are graduates of many universities, having higher education skilled employees and skilled but not having higher education employees among the main competitors.

Текст научной работы на тему «Внешние факторы конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда»

СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 1. С. 44-47.

© Т.А. Лапина, 2009 УДК 331.538.2

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА1, 2

EXTERNAL FACTORS OF UNIVERSITY TO GRADUATES COMPETITIVENESS

AT THE LABOUR MARKET

Т.А. Лапина T.A. Lapina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

В статье представлены результаты анализа внешних факторов конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда. Данные факторы разделены на факторы со стороны спроса и со стороны предложения труда. Конкурентоспособность выпускников зависит от конкурентоспособности других групп. Основными конкурентами выпускников вузов являются другие выпускники вузов, работники с высшим образованием и с опытом работы, работники без высшего образования, но с опытом работы.

The article analyses the factors dividing them into labour supply and labour demand factors. There is a lot of competition at the labour market, where there are graduates of many universities, having higher education skilled employees and skilled but not having higher education employees among the main competitors.

Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок труда, выпускники вузов, предложение труда, спрос на труд, факторы конкурентоспособности.

Как известно, конкурентоспособность на рынке труда той или иной группы населения определяется множеством факторов. Все факторы условно можно разбить на две группы: это внешние и внутренние. К внешним факторам, на наш взгляд, относятся факторы рынка труда: спрос на услуги молодых специалистов, величина и неоднородность предложения их труда, спрос и предложение услуг труда других категорий населения. В свою очередь, к внутренним факторам конкурентоспособности выпускников вузов будут относиться специфические особенности его человеческого капитала, позволяющие ему конкурировать на рынке труда. Рассмотрим указанные факторы подробнее.

Прежде всего все выпускники вузов различаются по объему предложения труда. В связи с этим можно выделить четыре основные группы выпускников в зависимости от их величины предложения часов работы в неделю3 (рис. 1).

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Методологические и методические основы мониторинга конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда», проект № 08-02-67202 а/Т

2 Под выпускником вуза в работе будет пониматься

человек, который получил первое высшее образование не более 1 года назад.

Так, первая группа выпускников, как видно из рис. 1, вообще не работает (предлагает 0 часов работы в неделю). Причины такой ситуации могут быть различны:

• выпускник продолжает обучение (например, в магистратуре, аспирантуре, по программам получения второго высшего образование и т. д.);

• выпускник не нуждается в работе по иным причинам, нежели продолжение обучения (например, ведение домашнего хозяйства, уход за ребенком, служба в Вооруженных силах РФ и т. д.) - в этом и предыдущем случае выпускники вузов не будут относиться к экономически активному населению;

• выпускник не может найти работу, являясь безработным.

Естественно, что в такой ситуации конкурентоспособность выпускника будет равна нулю.

Вторая группа выпускников уже относится к занятому населению, но при этом предлагает на рынке труда менее 35-40 часов работы в неделю. Такой вариант занятости мы отне-

3 Измерение числа часов работы в неделю (а, например, не в день) обусловлено российским законодательством, которое закрепляет в качестве «нормальной» сорокачасовую рабочую неделю при пятидневной рабочей неделе и тридцатишестичасовую - при шестидневной.

сем к неполной занятости. Причины неполной занятости для выпускников вузов таковы:

• совмещение работы и обучения;

• отсутствие потребности, желания и сил работать полную рабочую неделю (например, совмещение работы и ведения домашнего хозяйства, по причине болезни или частичной нетрудоспособности и т. д.);

• невозможность найти работу на полную рабочую неделю.

Занятость третьей группа выпускников соответствует понятию полной занятости. Эти выпускники заняты полную рабочую неделю. Отдельной группой мы выделили тех выпускников, которые работают существенно больше, чем 35-40 часов в неделю. Причины такой «сверх-полной» занятости, на наш взгляд, таковы:

• выпускник в силу наличия свободного времени имеет несколько мест работы (например, различные варианты вторичной занятости);

• выпускник в силу нехватки денежных средств вынужден работать значительно больше, чем нормальная продолжительность рабочей недели (например, выпускник является единственным кормильцем в семье, имеется существенный дефицит денежных средств в семье, часовая оплата настолько мала, что выпускник вынужден «набирать» часы, чтобы обеспечить определенный уровень дохода и т. д.);

• выпускник смог найти только такое рабочее место, которое изначально предполагает интенсивный вариант занятости.

Рис. 1. Группы выпускников вузов на рынке труда, в зависимости от величины предложения их труда

Выделенные и рассмотренные выше группы выпускников вузов на рынке труда, включая экономически неактивную их часть, безусловно, нуждаются в эмпирической оценке на предмет выявления их численности, оценки действия факторов, обусловивших их форми-

рование, а также оценке интенсивности их потоков из одной группы в другую. Потоки выпускников вузов на рынке труда представлены на рис. 2. Всего можно выделить двенадцать потоков.

Неполная занятость

Л и і і м

К 1 г

Сверхполная занятость

Рис. 2. Потоки выпускников вузов на рынке труда

При этом каждый поток будет являться ния на рынке труда. Возможные варианты из-

отражением конкурентоспособности выпуск- менения конкурентоспособности выпускников

ников относительно других категорий населе- вузов приведены в таблице.

Изменение конкурентоспособности выпускников вузов в зависимости от их потоков на рынке труда

Поток Конкуренты выпускника Конкурентоспособность выпускника

А: нулевая занятость -неполная занятость Лица, желающие занять рабочее место с неполной занятостью 1

Лица, желающие работать в форме полной и сверхполной занятости <1

Б: неполная занятость -нулевая занятость Лица, желающие работать 0

В: неполная занятость -полная занятость Лица, желающие работать в форме полной и сверхполной занятости 1

Лица, желающие работать в форме неполной и сверхполной занятости <1

Г: полная занятость -неполная занятость Лица, желающие работать в форме полной и сверхполной занятости <1

Лица, желающие занять рабочее место с неполной занятостью 1

Д: полная занятость -сверхполная занятость Лица, желающие работать в форме сверхполной занятости 1

Лица, желающие работать в форме неполной и полной занятости <1

Е: сверхполная занятость -полная занятость Лица, желающие занять рабочее место с неполной и полной занятостью 1

Лица, желающие работать в форме сверхполной занятости <1

Ж: сверхполная занятость -нулевая занятость Лица, желающие работать 0

З: нулевая занятость -сверхполная занятость Лица, желающие работать в форме сверхполной занятости 1

Лица, желающие занять рабочее место с неполной и полной занятостью <1

И: нулевая занятость -полная занятость Лица, желающие занять рабочее место с полной занятостью 1

Лица, желающие занять рабочее место с неполной и сверхполной занятостью <1

К: полная занятость -нулевая занятость Лица, желающие работать 0

Л: неполная занятость -сверхполная занятость Лица, желающие работать в форме сверхполной занятости 1

Лица, желающие работать в форме неполной и полной занятости <1

М: сверхполная занятость -неполная занятость Лица, желающие работать в форме сверхполной занятости <1

Лица, желающие занять рабочее место с полной занятостью <1

Лица, желающие занять рабочее место с неполной занятостью 1

Измеряется от 0 до 1 и определяется как вероятность занять желаемое, с точки зрения количества часов работы, рабочее место, т. е. вариант значения конкурентоспособности от 0 до 1 свидетельствует о том, что выпускник вынужден был занять рабочее место, потому что других вариантов, более оптимальных для него, не оказалось.

При этом конкурентоспособность выпу- ность выпускника на текущий момент време-

скников вузов в рассмотренных четырех вари- ни будет равна нулю. В остальных случаях кон-

антах предложения труда будет неодинаковой. курентоспособность выпускника будет нахо-

Так, мы уже указывали выше, что в случае «ну- диться в интервале от 0 до 1 (где 1 означает

левого» предложения труда конкурентоспособ- случай трудоустройства выпускника в соот-

ветствии с его притязаниями, а промежуточные значения от 0 до 1 - варианты вынужденного трудоустройства, если выпускник не смог найти работу в соответствии со своими притязаниями). Основными конкурентами выпускника со стороны предложения труда будут: лица, желающие работать неполную рабочую неделю, лица, желающие работать полную рабочую неделю, и лица, желающие работать сверх-полную рабочую неделю. Таким образом, гово-

рить о конкурентоспособности выпускников вузов необходимо уже с точки зрения неоднородности предложения их труда.

С другой стороны, неоднородность ситуации на рынке труда выпускников вузов обусловлена разнородностью спроса на их услуги. Так условно можно выделить три группы требований работодателей к выпускникам вузов с точки зрения сочетания образования и стажа работы (рис. 3).

Образование

Требования работодателей к выпускникам вузов

Стаж работы

Образование + стаж работы

Рис. 3. Группы требований работодателей к человеческому капиталу выпускников вузов

Так, первая группа требований предполагает, что получение высшего образования является специфическим пропуском выпускников к определенным рабочим местам. В связи с этим основными конкурентами выпускников вузов на рынке труда будут являться другие выпускники или работники с высшим образованием.

Вторая группа требований сосредотачивает внимание на наличии у выпускника опыта работы. При этом здесь возможны две ситуации. Первая из них предполагает наличие у выпускника опыта работы не по полученной специальности (когда диплом о высшем образовании не «добавляет» ценности в конкурентоспособность выпускника с точки зрения результатов его деятельности). В этом случае прямыми конкурентами выпускника будут лица, не имеющие высшего образования, но имеющие стаж работы по тому же направлению, что и выпускник вуза. Вторая ситуация напротив будет относиться к выпускникам, которые успели накопить опыт работы по получаемой в вузе специальности. И при поиске работы их конкурентами будут лица с высшим образованием и с опытом работы.

Третья группа требований работодателей касается тех рабочих мест, доступ к которым у выпускника появляется только при получении диплома о высшем образовании. Но при этом сам диплом не будет для работодателя являть-

ся определенным сигналом, в этой ситуации он дополняется требованиями к опыту работы. Прямые конкуренты выпускника здесь - другие выпускники или работники с высшим образованием и с опытом работы.

Таким образом, основными конкурентами выпускника вуза на рынке труда со стороны спроса на труд будут: другие выпускники вузов, работники (лица) с высшим образованием, работники без высшего образования, но со стажем работы.

Из вышерассмотренного следует, что конкурентоспособность выпускников вузов во многом зависит от внешних факторов - конкурентоспособности других групп населения. И в случае, если конкурентоспособность других групп населения будет снижаться, то конкурентоспособность выпускников вузов повысится.

Конечно, это так, но не стоит забывать и о внутренних факторах конкурентоспособности выпускника - его способностях, знаниях, умениях, навыках, того, что принято называть человеческим капиталом.

Таким образом, рассмотренные факторы неоднозначно определяют состояние конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда, из чего следует, что уровень конкурентоспособности будет зависеть не только от силы действия, но и от направления действия тех или иных факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.