Научная статья на тему 'Управление вузом: подразделение по трудоустройству выпускников и студентов'

Управление вузом: подразделение по трудоустройству выпускников и студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
591
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / УПРАВЛЕНИЕ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / КАРЬЕРА / ВЫПУСКНИКИ / СТУДЕНТЫ / UNIVERSITY / MANAGEMENT / EMPLOYMENT / CAREER / ALUMNI / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гарькин Игорь Николаевич

Приводится организационная структура Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников, его функции, задачи, цели и методы работы в составе ВУЗа (на примере Пензенского государственного университета архитектуры и строительства). Рассматриваются проблемы, возникающие при функционировании подобных структурных подразделений ВУЗа, и пути их решения. Даются рекомендации по организации эффективной работы подобных Центров. Доказывается необходимость проведения мероприятий для повышения уровня адаптации и конкурентоспособности студентов, будущих выпускников для их первичного трудоустройства. Отмечается важность информационного обеспечения и организации устойчивой обратной связи со студентами и выпускниками при работе подразделения. Подтверждается эффективность сосредоточения функций по организации практик и обеспечения трудоустройства студентов и выпускников при работе подобных центров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Management of high school: division for employment graduates and students

Organisational structure of the Centre for the Practice of Students and Assistance in the Employment of Graduates, its functions, tasks, goals and methods of work in the structure of the University are given (on the example of the Penza State University of Architecture and Construction). The problems arising at functioning of similar structural divisions of high school, and ways of their decision are considered. Recommendations are given on the organisation of effective work of similar centres. The necessity of carrying out measures for increasing the level of adaptation and competitiveness of students, future graduates for their primary employment is being proved. It is noted the importance of information support and the organisation of sustainable feedback with students and graduates in the work of the unit. It confirms the effectiveness of the concentration of functions to organise practices and ensure the employment of students and graduates in the work of such centres.

Текст научной работы на тему «Управление вузом: подразделение по трудоустройству выпускников и студентов»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 378.113.2

Гарькин Игорь Николаевич

кандидат исторических наук Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

igor_garkin@mail.ru

УПРАВЛЕНИЕ ВУЗОМ: ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ ВЫПУСКНИКОВ И СТУДЕНТОВ

Приводится организационная структура Центра практики студентов и содействия трудоустройства выпускников, его функции, задачи, цели и методы работы в составе ВУЗа (на примере Пензенского государственного университета архитектуры и строительства). Рассматриваются проблемы, возникающие при функционировании подобных структурных подразделений ВУЗа, и пути их решения. Даются рекомендации по организации эффективной работы подобных Центров. Доказывается необходимость проведения мероприятий для повышения уровня адаптации и конкурентоспособности студентов, будущих выпускников для их первичного трудоустройства. Отмечается важность информационного обеспечения и организации устойчивой обратной связи со студентами и выпускниками при работе подразделения. Подтверждается эффективность сосредоточения функций по организации практик и обеспечения трудоустройства студентов и выпускников при работе подобных центров.

Ключевые слова: ВУЗ, управление, трудоустройство, карьера, выпускники, студенты.

Трудоустройство молодёжи является важным критерием социальной стабильности любого государства. Оно является и одним из основных критериев показателей эффективности высших учебных заведений (ВУЗов). Без грамотно организованной службы по трудоустройству внутри ВУЗа невозможно справиться с задачей по обеспечению требуемых показателей трудоустройства выпускников.

В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства (ПГУАС) такая задача возложена на Центр практики студентов и содействия трудоустройства выпускников (ЦПС и СТВ или Центр) [1], которая успешно решается (согласно данным ГКУ «Центр занятости» г. Пенза и Пензенской области на учёте (бирже труда) состоят не более 15 выпускников, выпустившиеся за последние десять лет). Высокие результаты обеспечиваются за счёт следующих факторов:

- высокий уровень подготовки выпускников по профессиональным компетенциям;

- широкие возможности для выпускников по получению дополнительного (профессионального и иного) образования;

- грамотно выстроенная работа по организации производственной практики студентов [2];

- высокий уровень организации службы трудоустройства внутри ВУЗа;

- многолетний статус ВУЗа как одного из российских центров по подготовке кадров для строительной отрасли.

Все эти факты подтверждены официальными данными (рис. 1) об уровне востребованности выпускников ПГУАС.

Остановимся более подробно на организации службы по трудоустройству выпускников ВУЗа. Подразделение структурно входит в блок служб, отвечающих за обеспечение учебного и воспитательного процесса; руководитель (директор) ЦПС

и СТВ напрямую подчиняется проректору по учебной работе. В связи с тем, что ПГУАС сравнительно небольшой ВУЗ, функции по организации практик и трудоустройству слиты в единую структуру.

Объединённая служба обладает рядом преимуществ: позволяет иметь более компактный штат службы; осуществляет прямую связь «практика -трудоустройство»; выполняет более долгосрочные стратегии по трудоустройству перспективных выпускников. Среди главных недостатков можно отметить большую нагрузку на сотрудников службы особенно в «пиковые» периоды (прохождение практик и выпуск студентов).

Кадровый состав Центра: директор и два специалиста. Директор может быть как из среды профессорско-преподавательского состава (с возложенными обязанностями по приказу) или же отдельно принятый специалист, отвечающий квалификационным требованиям (высшее образование, стаж работы на руководящих должностях более 3-х лет, отсутствие судимости). К специалистам Центра подобных квалификационных требований не предъявляется (за исключением отсутствия судимости), а в отдельных случаях на данной должности могут работать студенты или аспиранты (для получения опыта работы в ВУЗе). Для повышения эффективности работы Центра предлагается назначать ответственных (на выпускающих кафедрах) за трудоустройство выпускников и связь с предприятиями. Специалистам (или директору) ЦПС и СТВ необходимо проводить ежемесячные встречи с ответственными от кафедр для сбора и обмена информацией о вакансиях и выпускниках.

Для обеспечения выпускников потенциальными местами работы ЦПС и СТВ ведёт постоянные мониторинги электронных ресурсов (сайты гос-служба.ру, hh.ru, superjob.ru, и работодателей [3]) для поиска мест работы; осуществляет обзвон потенциальных работодателей; участвует в город-

Вестник КГУ Л 2018

© Гарькин И.Н., 2018

100

120%

100%

100%

80%

60%

0%

Сгаэдрртшация н метрология

1Арч*гте кг-ура

81%

А0Ь,

-----

I I

40% ■

20%

61.30% I £.66,30%.

Дилгцш

! Экономика м Мен^днсмен*

■Землеустройстве II нздастры

■ Строцтельгтвл

Информационные системы и технологии

■Тсхносберкай (япасиость

ЦТ(лНОЛОГ«|1 ТраИСПОрТНЫ« Пр$Ц(СС0» н Эксплуатации ч .1- и . _ т? л^ш ни |1 комплексов

Тч шмосин л? «заготовит« ль« ыя к д? ревообрЬБцгыфашци ■ пропт водств

Рис. 1. Востребованность выпускников по направлениям подготовки (%)

низация стажировок на предприятиях партнёрах университета. Стажировка в отличии от производственной практики проходит во вне учебное время студентов и фактически является элементом дуального образования (динамика участия студентов в стажировках приведена в таблице 1).

Связь со студентами ведётся посредством личных консультаций (часы приёмы заранее определены) либо через сеть интернет (социальные сети, электронная почта). Кроме того, работники Центра периодически приходят на лекционные занятия для объявлений или предложения вакансий. Для выявления потребностей студентов в работе, уровне удовлетворённости стажировками, предпочтений потенциального места работы и др. проводятся регулярные социологические опросы. Например, при проведении опроса об эффективности форм работы ЦПС и СТВ (рис. 3) наиболее перспективными мероприятиями студенты считают: индивидуальное планирование карьеры (выбрали 43%), ярмарки вакансий (38%), экскурсии на предприятия (35%), дни карьеры (11%), обеспечение

Таблица 1 Участие студентов в стажировках на предприятиях-партнеров

Рис. 2. Количество предприятий-участников в ежегодной ярмарке вакансий

ских и организует свои ярмарки вакансий; обновляет базу потенциальных работодателей.

Центральным же мероприятием является организация ярмарки вакансий в ВУЗе (проводится в весенний семестр и ориентирована в первую очередь на выпускные курсы бакалавров и магистров). Среди организаций присутствуют предприятия всех форм собственности и сфер деятельности (их численность с каждым годом увеличивается (рис. 2)). Помимо ярмарки вакансий осуществляется проведение дней карьеры - мероприятий, в рамках которых несколько (3-4) предприятий презентуют перед студентами свои вакансии, места для практики и стажировок. Как правило, предприятия, участвующие в этих мероприятиях, выбираются по отраслевому принципу (строительные, проектные и т.д.).

Еще одним видом деятельности, направленным в первую очередь на профориентацию выпускников (работа по специальности), является орга-

Год Кол-во студентов

2012 56

2013 67

2014 72

2015 68

2016 76

2017 86

Педагогика. Психология. Социокинетика ^ ]4 2

101

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Рис. 3. Перспективные формы работы ЦПС и СТВ

договорами на практику с последующим трудоустройством (15%). При проведении опроса, учитывались только мероприятия, в которых хотелось бы поучаствовать студентам выпускных курсов.

Информационная работа Центра построена по следующим направлениям: с помощью социальной сети «ВКонтакте» Центра (2300 подписчиков), отдельного сайта ЦПСиСТВ и раздел на сайте ПГУАС. На данных ресурсах можно найти информацию: о вакансиях (постоянное и временно трудоустройство), способах грамотно составить резюме и пройти собеседование, необходимых документах для трудоустройства. На стендах университета регулярно вывешиваются плакаты и раздаточный материал касательно новых вакансий и предложений работы. Помимо поиска потенциальных работодателей специалисты Центра осуществляют подбор перспективных студентов для конкретных предприятий.

Активно ведётся и научно-методическая работа. На регулярной основе печатаются разъяснительные брошюры (по вопросам трудоустройства и практики); статьи в научных журналах и сборниках конференций. Данная работа входит в перечень рейтинговых показателей ежегодного мониторинга деятельности центров (служб) содействия трудоустройству выпускников, проводимом МГТУ им. Баумана.

Повышение уровня конкурентоспособности студентов и выпускников является одной из приоритетной целью работы ЦПС и СТВ. В связи с этим на регулярной основе проходят мастер-классы, тренинги, семинары и деловые игры. Все они направленны на подготовку и адаптацию выпускника к началу трудовой деятельности. Мероприятия разделены на два типа:

- профессионального характера (спикерами мероприятий выступают представители строительных и проектных организаций, органов государственной власти и др.) и направлены на повышения уровня профессиональной подготовки выпускника;

- мероприятия, направленные на личностный рост выпускников (деловые игры по грамотному прохождению собеседования, мастер классы по составлению резюме и ведению документооборота, деловая этика и др.); на данные мероприятия приглашаются представители кадровых служб ведущих предприятий области, бизнес-тренеры, представители профессорско-преподавательского состава университета [4].

Важным направлением деятельности Центра является работа со студенческими строительными отрядами (координация и юридическое обеспечение их работы, помощь в разрешении возможных проблем). Студенческие отряды функционируют в ПГУАС на протяжении многих лет (неоднократно были призерами и победителями конкурсов по направлениям своей работы). Ежегодно порядка 100 человек (членов отрядов) осуществляют свою трудовую деятельность на социально значимых стройках страны.

Работа Центра проверяются внутренним (ежегодный доклад директора Центра на учёном совете университета и выступлений на заседаниях выпускающих кафедр (по просьбам заведующих)) и внешним (отчёты в Министерство образования (как регионального, так и федерального уровня), различные мониторинги и т.д.) аудитом.

В итоге еще раз укажем основные задачи Центра трудоустройства:

- установление партнерских и договорных отношений с работодателями, с кадровыми агентствами, с органами государственной власти и службами занятости;

- организация профориентационной работы, ярмарок вакансий, дней карьеры, презентаций профессий и т.п.;

- привлечение работодателей в качестве консультантов к проектированию профессиональных образовательных программ направлений и специальностей в соответствии с требованиями рынка труда;

Вестник КГУ Л 2018

102

- заключение договоров на целевую подготовку специалистов;

- взаимодействие с общественными объединениями по организации мероприятий по решению проблем трудоустройства выпускников и студентов;

- взаимодействие с выпускниками ВУЗа, занимающими ключевые позиции в бизнесе и государственных организациях (в рамках ассоциации выпускников и попечительских советов ВУЗа);

- подбор студентов и выпускников вуза - соискателей вакансий рабочих мест, обладающих заявленными работодателями качествами, и направление их на собеседование, стажировку;

- поиск вакансий рабочих мест, удовлетворяющих запросам студентов и выпускников ВУЗа;

- проведение социологических исследований среди выпускников ВУЗа и работодателей для определения запросов соискателей и требований работодателей;

- проведение с привлечением специалистов-психологов курсов самодиагностики, мастер-классов и тренингов, направленных на повышение конкурентоспособности выпускников;

- организация и проведение консультационных занятий со студентами о технологиях трудоустройства и поиска работы в рамках факультативов, курсов по выбору.

В связи с этими задачами работа Центра должна быть направлена на:

- постоянное проведение мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг;

- поддерживание партнерских отношений с работодателями;

- организацию стажировок и практик студентов на предприятиях [5];

- поиск мест работы для частичной занятости студентов (в свободное от учебы время);

- проведение мероприятий направленных на реализацию стремлений студентов и выпускников по организации собственного бизнеса [6];

- анализ соответствия качества подготовки специалистов требованиям рынка труда;

- направление выпускников для трудоустройства;

- организацию и проведение консультаций для студентов и выпускников университета по вопросам составления резюме, планирования карьеры, существующих технологий поиска работы, самопрезентации, специфики прохождения собеседования.

Грамотно выполняя все эти действия можно повысить эффективность работы Центра и решить многие проблемы, возникающие в ходе его работы, и соответственно повысить уровень трудоустройства выпускников.

Библиографический список

1. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Формы работы центра практики студентов и содействия трудоустройству выпускников // Ре-

гиональная архитектура и строительство. - 2016. -№ 3. - С. 187-191.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Болдырев С.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Адаптация студентов в строительном ВУЗе: социологический аспект // Региональная архитектура и строительство. - 2017. - № 1. - С. 84-90.

3. Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Анализ воздействия информационной среды на студентов строительного вуза // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. -2017. - № 2 (47). - С. 55-58.

4. Депутатов М.А., Гарькин И.Н., Медведева Л.М. Реализация молодёжной политики в строительном ВУЗе: социологический аспект // Региональная архитектура и строительство. - 2017. - № 2 (31). - С. 122-126.

5. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Производственная практика: формирование профессиональных компетенций бакалавров // Вестник ПГУАС: строительство, наука и образование. - 2017. - № 1 (4). - С. 54-57.

6. Гарькин И.Н., Медведева Л.М., Назарова О.М. Отношение студентов к предпринимательству: результаты социологического исследования // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социоки-нетика. - 2017. - № 2. - С. 107-110.

References

1. Boldyrev S.A., Gar'kin I.N., Medvedeva L.M. Formy raboty centra praktiki studentov i sodejstviya trudoustrojstvu vypusknikov // Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo. - 2016. - №3. - S. 187-191.

2. Boldyrev S.A., Gar'kin I.N., Medvedeva L.M. Adaptaciya studentov v stroitel'nom VUZe: sociologicheskij aspekt // Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo. - 2017. - № 1. - S. 84-90.

3. Gar'kin I.N., Medvedeva L.M. Analiz vozdejstviya informacionnoj sredy na studentov stroitel'nogo vuza // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. -2017. - № 2 (47). - S. 55-58.

4. Deputatov M.A., Gar'kin I.N., Medvedeva L.M. Realizaciya molodyozhnoj politiki v stroitel'nom VUZe: sociologicheskij aspekt // Regional'naya arhitektura i stroitel'stvo. - 2017. - № 2 (31). - S. 122-126.

5. Gar'kin I.N., Medvedeva L.M., Nazarova O.M. Proizvodstvennaya praktika: formirovanie professional'nyh kompetencij bakalavrov // Vestnik PGUAS: stroitel'stvo, nauka i obrazovanie. - 2017. -№ 1 (4). - S. 54-57.

6. Gar'kin I.N., Medvedeva L.M., Nazarova O.M. Otnoshenie studentov k predprinimatel'stvu: rezul'taty sociologicheskogo issledovaniya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. - 2017. -№ 2. - S. 107-110.

Педагогика. Психология. Социокинетика J №2

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.