Научная статья на тему 'Роль регионов в диверсификации российского экспорта (на примере Республики Дагестан).'

Роль регионов в диверсификации российского экспорта (на примере Республики Дагестан). Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
323
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / регион / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ СВЯЗИ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомедова З. Г.

Статья посвящена анализу роли регионального подхода к диверсификации экспорта для повышения международной конкурентоспособности российской экономики. Ключевые слова: диверсификация, регион,внешнеэкономические связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyses the role of regional approach to export diversification in rising international competiteveness of Russian Economy. Keywords: diversification, region, external economic relations, foreign-economic link.

Текст научной работы на тему «Роль регионов в диверсификации российского экспорта (на примере Республики Дагестан).»

Роль регионов в диверсификации российского экспорта

(на примере Республики Дагестан)

Магомедова З. Г.

Статья посвящена анализу роли регионального подхода к диверсификации экспорта для повышения международной конкурентоспособности российской экономики.

В условиях мирового финансового кризиса стало очевидным, что «сырьевая» модель экономики России, в соответствии с которой страна развивалась в последние годы, полностью исчерпала себя. Высокая степень зависимости от благоприятной конъюнктуры и устойчивого спроса на энергоносители, которые являются основной статьей российского экспорта, в условиях сбоя на мировых товарных рынках проявляется в неустойчивом развитии российской экономики, в снижении экономической безопасности России. Низкая степень диверсификации российского экспорта и сырьевая зависимость не может обеспечить ни макроэкономической стабильности, ни высоких темпов роста благосостояния народа, ни международной конкурентоспособности российских предприятий.

Кроме того, сохранив «сырьевую» модель развития экономики Россия на длительную перспективу может оказаться в некой «ловушке» эколого-экономи-ческого измерения, выбраться из которой в одиночку весьма проблематично, поскольку другие участники мирохозяйственных связей не заинтересованы в смене парадигмы развития российской экономики.

В этой связи представляется необходимым по-новому взглянуть на возможные перспективы участия России во внешнеэкономических связях и своевременно поставить и решить вопрос диверсификации российского экспорта. Более того, изменение структуры отечественного экспорта предполагает использование инновационного подхода с целью прорыва на высший мировой уровень по качеству продукции и получения существенной части мирового дохода.

При рассмотрении вопроса диверсификации российского экспорта, становится очевидным, что экстенсивное наращивание экспорта энергоресурсов не даст ожидаемого эффекта без одновременной диверсификации промышленности, проведении реформ, направленных на ее модернизацию. Для формирования диверсифицированной экономики необходимо привлекать значительно большее количество новых субъектов хозяйствования, рыночных игроков, включая малые и средние предприятия, специализация которых также должна быть существенно расширена в ходе эволюции. При этом необходимы государственные механизмы стимулирования данных процессов в виде амортизационной и налоговой составляющих, инфраструктурной поддержки и др.

Как показывает мировой опыт в процессе диверсификации экспорта участвуют разные субъекты экономической деятельности: от малого бизнеса до крупных транснациональных корпораций1. Процесс диверсификация производства и экспорта является многоуровневым, реализуемым на микроуровне с участием местных органов власти, мезоуровне, где движущей силой являются регионы, территории, федеральные округа и макроуровне, где ключевые решения принимают федеральные органы власти. По своей эффективности и результативности роль каждого из уровней в процессе диверсификации экспорта зависит от конкретной страны.

Для диверсификации российского экспорта, на наш взгляд, особая роль должна быть отведена мезо-уровню, т.е. регионам. Это связано, главным образом, с двумя объективными обстоятельствами: во-первых, с наличием резких территориальных различий в усло-

Магомедова Заира Гаджимурадовна — аспирантка кафедры МЭО и ВЭС МГИМО (У) МИД России, e-mail: Magomedova_z@mail.ru

виях экономического развития и жизнедеятельности, воздействие которых в обозримой перспективе не может быть преодолено; и, во-вторых, с федеральным устройством государства, экономическая и политическая устойчивость которого в значительной степени зависит от правильно выбранной стратегии и тактики государственной политики2.

В условиях выхода экономики России на траекторию качественного экономического роста важнейшим целевым ориентиром региональной политики должно стать своевременное определение наиболее значимых и перспективных факторов развития территорий, эффективная поддержка и развитие которых, способны внести наибольший вклад в ускорение экономической динамики, дать скорейшую и наиболее значительную по масштабам отдачу от вложенных средств. Расширение участия регионов во внешнеэкономической деятельности может обеспечить диверсификацию российского экспорта и стать фактором повышения международной конкурентоспособности России.

Основным источником роста современной экономики являются инновации, поэтому одна из задач государственной региональной экономической политики — выявление «точек роста» инновационной активности и создание соответствующих условий для активизации инновационной деятельности регионов, что в свою очередь, является необходимым условием для эффективной диверсификации российского экспорта.

Для целей экономического управления внутри страны наибольшее значение имеет выделение регионов с позиции их места в системе разделения труда, особенностей сложившихся (или формирующихся) рынков товаров, услуг, технологий, информации, социально-экономических проблем (развитые, отсталые и депрессивные регионы). В нашей стране понятие регион ассоциируется, главным образом, с субъектом Федерации, а с 2000 года — с федеральным округом. Более того, как показывает практика последних лет, регионы Российской Федерации по своим размерам могут как расширяться за счет объединения развитого и отсталого субъектов, так и сокращаться путем создания новых федеральных округов, как например, Северо-Кавказский, в состав которого, начиная с 2010 года, стали входить Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия (Алания), Чеченская Республика, Ставропольский край, выведенные из состава Южного федерального округа. Другими словами, границы регионов в Российской Федерации достаточно подвижны и определяются не только экономическими, но и политическими факторами.

Понятие регион широко используется в мировой экономике и политике. Так, уже многие годы в литературе употребляются термины Балтийский и

Евроарктический, Кавказский и Ближневосточный регионы. Да и Европейский союз многие исследователи также нередко определяют как регион. Регион (в том или ином масштабе) изначально формируется как некая политическая конструкция, призванная обслуживать те или иные политические и экономические цели, отражающие интересы определенных социальных слоев. Не важно, идет ли речь о целях административного управления внутри страны, или о целях обеспечения безопасности и повышения общей конкурентоспособности некого межгосударственного объединения в связи с возникшими вызовами и угрозами.

Тем не менее, при формировании региона любого масштаба, конструировании его контура экономический аспект играет важную роль. На наш взгляд, для последующих этапов глобализации, принимая во внимание опережающие темпы роста финансового сектора мировой экономики, экономический аспект будет оказывать если не решающее, то в значительной мере определяющее влияние на процессе формирования тех или иных регионов, на подвижность их границ.

Прослеживается очевидная связь между глобализацией и регионализацией, как справедливо заметил

Н.М.Межевич: «поскольку государства современного типа различаются по масштабам и уровню социально-экономического развития, можно предположить, что результаты воздействия глобализации на отдельные страны и группы стран не одинаковы»3. Более того, в крупных странах тенденция глобализации вызывает неодинаковые последствия в различных регионах. Регионализация выражается в сближении группы близко расположенных стран с возможным их объединением в отдельную группу.

Административно-территориальное деление федерального государства предполагает определенную экономическую (в частности, внешнеэкономическую) самостоятельность регионов, многие из которых не обладают научно-технологическим, финансовым и иными видами потенциалов для сохранения этой самостоятельности. Более того, за последние пятнадцать лет заметно усилились диспропорции в уровнях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а хозяйственные связи между ними после разрыва в 1991 году восстановлены далеко не везде и не в полной мере. Среди неизбежных последствий глобализации для стран с ослабленной экономикой — расслоение населения по уровню доходов, которое во многих российских регионах приобрело гипертрофированные масштабы, и по мнению Р.С.Гринберга, «превышающая латиноамериканские масштабы поляризация доходов, которой конца и края не видать», в результате происходит «примитивизация экономики, которая идет безостановочно»4. Это не позволяет эффективно использовать традиционные методы для актуализации регионального аспекта внешнеэкономичес-

ких связей и требует поиска и применения нового инструментария с использованием мирового опыта для повышения конкурентоспособности страны на основе диверсификации российского экспорта.

Таким образом, глобализация и регионализация побуждают руководство государства к принятию решений по разработке как внутренней региональной политики, так и регионального аспекта внешнеэкономических связей в стратегии, имеющих общую цель — сохранение территориальной целостности нашего государства, его экономического суверенитета и конкурентоспособности страны. Сегодня должно быть достигнуто понимание того, что прямые внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации, особенно приграничных, с сопредельными государствами отвечают ключевым национальным интересам самой России, так как в политическом плане они призваны содействовать созданию по периметру российских границ «пояса добрососедства», а в экономическом плане — увеличению потенциала экономического развития регионов.

При этом, признавая, что дальнейшее развитие мировой торговли и внешнеэкономических связей является одним из наиболее важных факторов, определяющих экономическое развитие стран и укрепление международных экономических отношений, необходимо иметь в виду, что поступательное развитие российской экономики как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях возможно лишь на основополагающих ценностях и общности подходов развитых стран, «включающих приверженность плюралистической демократии, основанной на верховенстве закона и соблюдении прав человека, принципам открытой и транспарентной рыночной экономики и разделяемой странами-членами цели устойчивого развития», изложенных в «Дорожной карте» присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР5.

Формируя стратегию России по актуализации регионального аспекта внешнеэкономических связей для диверсификации российского экспорта, необходимо принимать во внимание не только проблематику внутреннего экономического развития региона, но и совокупность внешних факторов, оказывающих существенное влияние на формирование указанной стратегии. Среди таких факторов могут быть общие интересы стран, участвующих в приграничном сотрудничестве. Такие регионы как Балтийский, Баренцев или Кавказский, в которые входят Россия и другие государства, заинтересованные в приграничном сотрудничестве с учетом общего фона экономического диалога между Россией и Евросоюзом, взаимодействия России и Финляндии в формате «Северного измерения»; сотрудничества России, Азербайджана, Ирана, Казахстана, Туркменистана в формате Международного транспортного коридора «Север-Юг».

Необходимо отметить, что на протяжении всей своей истории Каспийское море в Кавказском реги-

оне было местом встречи Востока и Запада. С одной стороны, оно соединяло и сближало народы и государства, являясь одним из наиболее оживленных торговых перекрестков в мире. Эту функцию Каспийское море выполняет и в XXI веке. С другой стороны, здесь многократно сталкивались политические, военные, экономические и торговые интересы стран, порой на десятилетия создававшие разделительные линии и барьеры. И в этом отношении, с точки зрения современной геополитики Республика Дагестан является важнейшей стратегической точкой не только Северного Кавказа, но и всего Кавказского региона. Прежде всего, надо сказать, что в силу значимости своего географического расположения, запасов природных ресурсов и специфики внутреннего развития в составе Российской Федерации, Дагестан в последние годы выдвигается на роль одного из центров притяжения региональных интересов мировых держав, все более оказывается в центре перегруппировки геополитических коалиций.

Распространенное выражение «Кто владеет Дагестаном, тот владеет Кавказом» исторически многократно выверено и, вероятно, останется верным по отношению к республике и в будущем.

Сегодня Дагестан находится на острие стратегических интересов России, и в этом смысле дагестанские проблемы становятся для нее проблемами геополитического масштаба. Поэтому с учетом интереса, проявляемого региональными государствами и мировыми державами к Кавказу после начала реализации нефтяных проектов на Каспии, любое сколько-нибудь значимое изменение в регионе, тем более негативного плана, автоматически приобретает международное звучание, рассматривается в контексте геополитических измерений. Для Дагестана создалась новая геополитическая ситуация, поскольку до распада СССР республика не имела общих границ с зарубежными странами. Теперь же она стала самым южным субъектом, пограничной республикой Российской Федерации, расположенной в регионе, где пересекаются интересы как мировых держав, так и региональных центров силы. Особую значимость Дагестану в этом контексте придает то обстоятельство, что он расположен на стыке границ таких новых кавказских независимых государств, как Азербайджан и Грузия. С ними Россия всегда поддерживала и, несомненно, будет развивать в будущем тесные экономические, политические, культурные и иные связи, имеющие большое значение с точки зрения ее национальных интересов. По акватории Каспийского моря Дагестан соприкасается с государствами Центральной Азии и Среднего Востока — Казахстаном, Туркменистаном и Ираном. Таким образом, с учетом своего географического положения Дагестан имеет уникальные возможности для развития взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества практически со всеми этими странами. Кстати сказать, длина прибрежной полосы

Дагестан — 530 километров, иными словами, республика имеет самый большой участок российского побережья на Каспии. Акватория, дно и территория, прилегающая к дагестано-российской части Каспия, обладают большими запасами природных ресурсов, прежде всего углеводородного сырья, биологических ресурсов, в том числе осетровых рыб, а также рекреационных ресурсов морского побережья.

Место, занимаемое Республикой Дагестан во внешнеэкономических связях России, определяется несколькими составляющими:

■ экономико-географическим положением, природными ресурсами,

■ промышленно-производственным и научным потенциалом,

■ транспортной инфраструктурой6.

Республика Дагестан располагает разветвленной

железно- и автодорожной сетью, сетью авиационных маршрутов, международным аэропортом и морским торговый портом. Для развития внешнеэкономической деятельности в республике имеется банковская инфраструктура.

Учитывая географическую структуру внешнеэкономической активности дагестанской стороны, следует признать приоритетными следующие географические направления развития внешнеэкономической деятельности республики:

■ государства СНГ (Азербайджан, Туркмения, Украина, Беларусь, Казахстан) как потребители продукции и партнеры по производственной кооперации;

■ Турция, Иран, Израиль, Греция, Китай, ОАЭ, Южная Корея как торговые и инвестиционные партнеры;

■ страны ЕС (Германия, Италия, Великобритания, Швейцария, Франция) как поставщики технологий и капитала.

О динамичном развитии экономики Дагестана свидетельствует рост внешнеторгового оборота республики, который за I полугодие 2009 г., по данным Южного таможенного управления, оценочно составил 139,7 млн. долл.. Объем экспортных поставок, включая экспорт нефти, составил около 34 млн. долл., а импорта (включая неорганизованную торговлю) — свыше 105 млн. долл.. Наибольший объем внешнеторгового оборота приходится на страны ближайшего зарубежья, так, если доля стран СНГ — 56,7%, то на долю стран дальнего зарубежья приходится 43,3%, включая 26,9% приходящихся на товарооборот со странами-экспор-терами нефти и 6,6% со странами Организации экономического сотрудничества и развития.

Предприятия и предприниматели Республики Дагестан поддерживали внешнеэкономические связи с партнерами из 38 стран мира. Основными торговыми партнёрами в I полугодии 2009 г. среди стран дальнего зарубежья были Иран, товарооборот с которым составил 35 млн. долл., Китай — 9,4 млн. долл., Турция — 5,6 млн. долл., Италия — 3,3 млн.

долл., Виргинские острова — 2,8 млн. долл.. Лидирующими торговыми партнерами среди стран ближнего зарубежья в I полугодии 2009 г. являлись: Азербайджан — 65,5 млн. долл., Украина — 3,1 млн. долл. При этом наибольшим по величине положительным сложилось торговое сальдо с Виргинскими островами (+2,8 млн. долл.), отрицательным — с Азербайджаном (-39,3 млн. долл.).

В товарной структуре экспорта в январе-июне 2009 г. преобладала древесина и изделия из нее (26,8%). Стоимостной объём экспорта этих товаров составил 9,1 млн. долл. Экспортировалась древесина в Азербайджан, Иран, Казахстан. На втором месте минеральная продукция, доля которой составила в

I полугодии 2009 г. 25,7 %, при этом её стоимостные объёмы оцениваются около 8,6 млн. долл. Экспорт продукции данной отрасли представлен нефтепродуктами, поставляемыми, преимущественно, в страны дальнего зарубежья.

Благодаря взвешенной и продуманной инвестиционной политики Министерства инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан был создан благоприятный инвестиционный климат и достигнуты хорошие результаты по улучшению имиджа республики, что привело углублению и расширению внешнеэкономических связей республики. Дагестаном как будущим партнером заинтересовались государственные и бизнес-структуры ряда стран. Министерство инвестиций и внешнеэкономических связей Республики Дагестан подготовило и организовало ряд встреч руководства республики с представителями деловых и предпринимательских кругов иностранных государств. В 2009 году республику посетили делегации из Израиля, Китая, Австралии, Палестины, Объединенных Арабских Эмиратов и других стран.

Нахождение и участие Республики Дагестан в Международном транспортном коридоре «Север-Юг» позволяет республике: трансформировать существующую систему пространственной организации экономических связей промышленности, ориентированной преимущественно на сотрудничество с регионами центральной и северо-западной части страны, что приведет к реализации более привлекательной концепции организации экономических связей: на Севере, например, с Татарстаном; на Востоке — с Казахстаном и Туркменией; на Юге — с Азербайджаном и Ираном; на Западе — с регионами Северо-Кавказского и Южного федеральных округов. Это позволит реализовать более привлекательную концепцию внешнеэкономических связей Дагестана; осуществлять эффективное приграничное сотрудничество, приграничную торговлю, создавать центры международной торговой и финансовой деятельности в РД; использовать транспортный транзит товаров как вид деятельности и фактор роста валового регионального продукта; корпорировать транзитные транспортные структуры с аграрными

организациями (в настоящее время фрукты и овощи либо пропадают на корню, либо не выращиваются из-за сложности в их транспортировки), что позволит существенно поднять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на внутреннем и международных рынках.

Таким образом, региональный аспект внешнеэкономических связей Республики Дагестан имеет важное значение для дальнейшей диверсификации российского экспорта, расширения производственной деятельности в целях расширения основы экономического роста и уменьшения уязвимости экономики России от воздействия внешних потрясений. Проведение эффективной региональной политики в то же время может стать определяющим фактором среди факторов качественного роста экономики Республики Дагестан.

Преодолевая последствия разрыва экономических связей, сложившихся за предыдущие десятилетия, российские предприятия постепенно восстанавливают деловые контакты на федеральном и региональном уровнях, прежде всего в части поставок на внешний рынок энергоносителей и других сырьевых товаров. При этом длительное время Правительство нашей страны не придавало особого значения диалогу с правительствами приграничных стран по проблемам совмещения долгосрочных экономических интересов и вовлечения в этот процесс приграничных территорий и не считало актуальным развитие внешнеэкономических связей на уровне регионов для диверсификации российского экспорта как со странами Ближнего зарубежья, так и Дальнего зарубежья.

И только в последние годы Россией были выдвинуты проекты по сотрудничеству в сферах космических, авиационных, информационно-телекоммуникационных, энергетических, биологических, медицинских, нано- и других технологий, как на национальном и региональном уровнях — Республика Татарстан и Нижегородская область, так и на местном уровне, например, городов Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Дубны.

Расширяется диалог на уровне регионов между западными странами и Российской Федерации в сферах политического, природоохранного, экономического сотрудничества. Из комплекса тем экономического диалога особое место занимают энергетика и транспорт. По всей видимости, приоритет двух последних тем объясняется, с одной стороны, видением западных партнеров миссии России в качестве поставщика энергоносителей на долгую перспективу. С другой стороны, Россия не предлагала других сценариев экономического диалога. Что касается регионального сотрудничества в области внешнеэкономических связей, то приходится признать, что участие Российской Федерации в процессе расширения сотрудничества в приграничных регионах было по меньшей мере пассивным. Во многом такое

отношение к столь важной функции пространственного стратегирования и планирования объясняется недостатком опыта и отсутствием соответствующих специалистов, с одной стороны, и тем, что до последнего времени это направление не относилось к числу приоритетных в государственном регулировании, — с другой. Более того, участие регионов в этой деятельности не подкреплено нормативными правовыми документами. Несмотря на это, отдельные пионерские разработки на уровне регионов и местном уровне в этом направлении проводились. В качестве примера можно отметить участие администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области во второй половине 90-х годов в международном проекте «Балтийская палитра 1997-2004 гг.», в котором также приняли участие такие регионы как Стокгольм-Мэлар (Швеция), Уусимаа, Хяме, Аландские острова (Финляндия), Таллин, Харько (Эстония), Рига (Латвия). Цель проекта — налаживание устойчивых взаимовыгодных партнерских отношений между указанными регионами и активизация внешнеэкономических связей на региональном уровне для создания новых совместных продуктов в разных сферах сотрудничества на основе региональной специализации, интернализации и кооперации его участников. Надо отметить, что регион «Балтийская палитра», как и большинство российских приграничных регионов, характеризуется относительно развитыми транспортными коммуникациями, высоким уровнем образования населения, крупным потенциалом для привлечения туристов7. В результате совместной работы над проектом специалисты из Санкт-Петербурга получили ценный опыт, который был затем использован как при подготовке региональных, так и федеральных документов стратегического планирования для социально-экономического развития территорий и актуализации регионального аспекта внешнеэкономических связей.

Как представляется, данный опыт может быть с успехом распространен и на другие приграничные регионы РФ, в том числе и на Кавказский регион. Среди субъектов Кавказского региона этот опыт, на наш взгляд, может быть востребован Республикой Дагестан в силу исключительности своего географического и геополитического положения и активизации проводимой в последнее десятилетие внешнеторговой политики по отношению к соседним странам. К настоящему моменту Республикой Дагестан подписаны Соглашения о торгово-экономическом, научно-техническом, культурном и гуманитарном сотрудничестве с соседними приграничными государствами, такими как Республика Азербайджан, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Исламская Республика Иран. В соответствии с этим Соглашением, договаривающиеся стороны в пределах своей компетенции осуществляют сотрудничество в развитии взаимовыгодных торгово-экономических отношений, рационального использования природных ресур-

сов, охраны окружающей среды. Соглашение предусматривает сотрудничество по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, топливно-энергетического комплекса, промышленности и агропромышленного комплекса, средств коммуникаций и других объектов инфраструктуры, совершенствования обмена информацией, науки и высоких технологий, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, архитектуры и строительства, культуры, туризма, спорта, образования.

Еще один пример успешного опыта международного пространственного планирования в сфере внешнеэкономических связей на уровне регионов с участием России — это исследование по перспективе включения Республики Карелия в североевропейское экономическое сотрудничество группы специалистов из Норвегии, Швеции и Республики Карелии, которое можно также использовать в практической деятельности при актуализации регионального аспекта внешнеэкономических связей для диверсификации российского экспорта8. Достоинством этой работы является использование метода многофакторного анализа, учитывающего состояние промышленности, тенденции структуры внешней торговли, транспортную инфраструктуру, систему поселений, уровень системы образования и наличие квалифицированной рабочей силы. Авторами были сформулированы рекомендации по созданию полюсов роста, особых экономических зон, совершенствованию структуры экспорта и развитию транспортно-логистических схем.

Для международного пространственного планирования территорий, на наш взгляд, представляют интерес использования критериев, сформулированных УКивикари и Р.Каннеллин, согласно которым регион становится общим пространством для входящих в него стран и территорий не только в географическом, но и экономическом и социальных аспектах9. Это:

■ общие ценности и история;

■ единая «промышленная атмосфера»;

■ транспортные связи;

■ распределение производственных услуг;

■ общая модель городской системы;

■ координирование действий;

■ общие управленческие решения;

■ общие общественные институты;

■ общая социально-экономическая идентичность.

Проведенные автором исследования международного пространственного планирования территории Республики Дагестан в соответствии с вышеприведенными критериями показали, что прикаспийский регион, куда входят Республика Азербайджан, Республика Грузия, Республика Казахстан, Республика Туркменистан, Исламская Республика Иран имеет все предпосылки, чтобы стать общим пространством в

экономическом и социальных аспектах и представляет востребованную «площадку» для политического, экономического, природоохранного и культурного диалога.

Таким образом, приграничное сотрудничество можно рассматривать как одну из важнейших форм региональных внешнеэкономических связей для диверсификации экспорта и повышения конкурентоспособности страны. Такой подход к этой форме сотрудничества отражен в Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей 1980 г., к которой Россия присоединилась в 2003 г.. В этом документе под приграничным сотрудничеством понимаются «любые согласованные действия, направленные на усиление и поощрение отношений между соседними территориальными сообществами и властями, находящимися под юрисдикцией двух и более Договаривающихся Сторон, а также заключение любых соглашений и договоренностей, необходимых для достижения вышеуказанных целей»10. Среди целей приграничного сотрудничества можно выделить:

■ осуществление согласованной политики относительно распоряжения землей в приграничье, а также гармонизация планов использования земли с той и с другой стороны границы;

■ общие исследования социально-экономической структуры и структуры городов трансграничного пространства и параллельно более ограниченные исследования в рамках таких, например, проектов, как совместное строительство промышленных зон или совместных зон отдыха;

■ создание общего перечня, объединяющего, кроме прочего, общие проекты крупной трансграничной инфраструктуры в области транспорта, телекоммуникаций, здравоохранения, образования»11.

В варианте развернутого определения приграничных связей делается акцент на активной роли региональных и местных властей. При этом приграничному сотрудничеству в ЕС отводится роль одного из «столпов» европейского строительства, в ходе которого ставится задача преодоления различий в уровнях социально-экономического развития территорий соседних стран в интересах устойчивого и поступательного развития Евросоюза в целом.

Важным шагом для расширения участия российских регионов в приграничном сотрудничестве стала разработка в 2001г. Концепции приграничного сотрудничества в Российской Федерации, в которой под приграничным сотрудничеством понимаются «согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, направленные на укрепление взаимодействия Российской Федерации и сопредельных государств в решении вопросов устойчивого развития приграничных территорий

Российской Федерации и сопредельных государств, повышение благосостояния населения приграничных территорий Российской Федерации и сопредельных государств»12. Территория, на которой осуществляется приграничное сотрудничество, согласно указанной Концепции, может определяться в международных договорах Российской Федерации, соглашениях субъектов Российской Федерации с иностранными партнерами.

Обращает на себя внимание то, что в приведенных нами определениях приграничного сотрудничества предполагаются согласованные действия региональных и местных властей и выпадают согласованные действия бизнес-сообществ по обе стороны границы, хотя как в европейских документах, так и в российской Концепции прописано, что участниками приграничного сотрудничества могут быть юридические и физические лица. Между тем, если исходить из того, что экономические связи составляют своеобразный каркас приграничного сотрудничества, то, на наш взгляд, согласованные действия предприятий сопредельных территорий являются необходимым условием для развития приграничного сотрудничества во всем его спектре, в том числе и через институт государственно-частного партнерства или публично частного партнерства. Именно трансграничные связи предприятий стимулируют обустройство транспортной, таможенной и пограничной инфраструктуры, содействуют созданию новых и модернизации действующих производств, появлению новых рабочих мест и дополнительных источников для формирования местных и региональных бюджетов, а значит и решению социальных и экологических проблем, активизации научных, культурных, спортивных и иных трансграничных связей.

Таким образом, под приграничным сотрудничеством мы будем понимать совокупность согласованных действий органов государственной власти всех уровней, находящихся на сопредельных территориях, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, общественных организаций (в частности, торгово-промышленных палат, ассоциаций бизнеса), научных и учебных учреждений, финансовых институтов, направленных на развитие и поощрение прямых взаимовыгодных и долгосрочных связей между ними и гражданами, проживающими на сопредельных территориях, в рамках двусторонних и многосторонних проектов и программ.

В качестве примера двустороннего приграничного экономического сотрудничества можно привести сотрудничество между Российской Федерацией и Финляндией, начавшееся с января 1992 г. после подписания в Хельсинки межправительственного соглашения о сотрудничестве сопредельных регионов, которое во многом представляет собой уникальное явление13. Уникальность этого опыта заключается в устойчивом и поступательном развитии торгово-экономических связей сопредельных территорий, существенно отли-

чающихся как по уровню жизни населения, так и технологическому уровню промышленности, сельского и лесного хозяйства, сферы услуг.

Примером многостороннего приграничного сотрудничества может служить сотрудничество в течение последних 15 лет четырех приграничных российских субъектов Федерации — Мурманская область, Республика Карелия, Ленинградская область и Санкт-Петербург с Финляндией, которые добились впечатляющих успехов, не ожидая появления федеральных законов и правительственных директив14. Что особенно ценно — здесь, на региональном уровне, за эти годы были не только предприняты попытки выработать концепции, стратегии, программы и новые для нашей страны формы приграничного сотрудничества, но и достигнуты практические результаты.

Именно благодаря системному подходу к разработке стратегии социально-экономического развития Республики Карелия15 и ее международного и приграничного сотрудничества, а также и согласованным действиям с Федеральным центром, этому субъекту Федерации, не обладающему такой инвестиционной и торговой привлекательностью, которой обладают крупные промышленные и сырьевые центры страны, всеже удалось получить признание не только в России, но и за рубежом своими инициативами именно в области приграничного сотрудничества с Финляндией, а также в Баренцевом Евро-Арктичес-ком сотрудничестве16. Республика Карелия — первый субъект Федерации, который принял среднесрочную программу приграничного сотрудничества на шесть лет (2001-2006 гг.) и, как теперь можно оценивать, в целом сумел выполнить ее17.

Если иметь в виду «приграничное сотрудничество» в целом, то в этой сфере наша страна пока не имеет национальной стратегии. На наш взгляд, было бы целесообразно подготовить долгосрочную Программу государственной поддержки приграничного экономического сотрудничества российских регионов с учетом местных особенностей, опыта сотрудничества конкретных территорий и, конечно, национальных интересов Российской Федерации во всех сопредельных регионах мира. О консолидации действий по единой программе говорил Президент России В.В.Путин. в своем вступительном слове на заседании президиума Государственного совета 21 января 2003 г., обсуждавшего вопросы международной и внешнеэкономической деятельности регионов, На том же заседании Государственного совета В.В.Путин положительно отреагировал на предложение ряда субъектов Федерации принять специальный федеральный закон, регулирующий круг вопросов приграничного сотрудничества. К сожалению, до настоящего времени закон о приграничном сотрудничестве не принят.

Как нам представляется, основная проблема, вызывающая наиболее серьезные разногласия, заключается в отсутствии согласованных концептуальных

подходов к экономическому содержанию приграничного сотрудничества. Кроме того, неопределенность понятия «приграничная торговля», также является одной из причин отсутствия согласования законопроекта. Решение данной проблемы, на наш взгляд, будет зависеть от заинтересованности всех акторов в выработке согласованного видения регионального аспекта в стратегии внешнеэкономических связей России и, как следствие, дифференцированного подхода к сущности приграничного экономического сотрудничества в соответствующих в европейских и азиатских регионах.

Анализ значимости регионального аспекта внешнеэкономических связей для диверсификации российского экспорта и повышения конкурентоспособности страны позволяет сформулировать следующие выводы и предложения.

1. Россия как и другие страны Балтийского, Баренцева и Кавказского регионов в равной степени заинтересованы в поступательном развитии экономического диалога в формате различных программ и соглашений по совершенствованию региональных внешнеэкономических связей. Новый этап диалога корреспондируется, во-первых, с новыми вызовами в условиях мирового финансового кризиса, на которые Россия и наши соседи в Европе и Азии должны найти ответы уже в ближайшее время. Прежде всего, предстоит сохранить высокую конкурентоспособность евразийского региона в европейской и мировой экономике за счет соединения преимуществ его западной и восточной частей. Сделать это, используя только сложившиеся формы сотрудничества, вряд ли удастся. При всей значимости энергетического и транспортного диалога России и западных стран-партнеров этого недостаточно для достижения желаемого результата. Не принесут успеха попытки создать промышленные партнерства вне связи с долгосрочной перспективой социальноэкономического развития территорий, входящих в евразийский регион. Во-вторых, новый этап диалога связан с ростом экономики России, с диверсификацией ее экспорта и изменением акцентов во внешнеэкономических связях в пользу регионального аспекта, с возрождением в нашей стране долгосрочного стратегического планирования как на уровнях федерального Центра и федеральных округов, так и на уровне субъектов РФ и местном уровне. На наш взгляд, Россия должна инициировать проведение консультаций с целью поисков общих подходов к пространственному планированию, на уровне регионов, используя для этого подобный опыт крупных североевропейских компаний, в частности финских лесных концернов.

2. Государственные и межгосударственные инвестиции в развитие региональных программ и проектов внешнеэкономической деятельности

призваны лишь подготовить почву для гораздо более масштабных по объему частных инвестиций. На наш взгляд, лучшим вложением межгосударственных средств могут стать совместные программы и проекты, нацеленные на сближение и совмещение пространственных стратегий в регионе, за которые, собственно, договаривающиеся государства и несут ответственность. Появление согласованных стратегий — это сигнал бизнес-сообществу, которое может формировать и развивать новые формы внешнеэкономических связей на основе региональных конкурентных преимуществ.

3. Российско-финляндское приграничное сотрудничество благодаря прагматичному и конструктивному подходу политического руководства соседних стран успешно развивается. Более того, во многом опыт этого сотрудничества оказался востребован как в Евросоюзе, так и на границах нашей страны со странами Европы, не входящими в ЕС. Новый механизм сотрудничества и партнерства в этом регионе может быть адаптирован к другим приграничным регионам. Для дальнейшего развития внешнеэкономических связей и перехода из сферы торговли в сферу промышленного производства необходимо, во-первых, ускорить принятие федеральных законов «О приграничном сотрудничестве в Российской Федерации», «О государственной поддержке социально-экономического развития приграничных территорий Российской Федерации», в которых должно быть предусмотрено четкое разграничение полномочий федерального центра и регионов в сфере приграничного сотрудничества; во-вторых, рассмот возможность подписания межгосударственных договоров и соглашений о сотрудничестве приграничных районов Российской Федерации с прикаспийскими государствами, в частности, ускорить подписание Соглашения между Правительством Республики Дагестан и Кабинетом министров Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области приграничной торговли и транспортного обеспечения с Азербайджаном;

4. Для достижения ожидаемых результатов от приграничного сотрудничества представляется принципиально важным достигнуть согласованных действий российских приграничных субъектов Федерации между собой, особенно в сфере пространственного стратегического планирования. Это требует четких установок федерального Центра как минимум по федеральным инфраструктурным проектам транспорта, энергетики, связи. При этом возрастает роль Представительства Президента Российской Федерации в Федеральных округах РФ как «катализатора», способствующего достижению необходимой синергии для создания конкурентных преимуществ

и повышения конкурентоспособности регионов и координации приграничного сотрудничества.

5. Исключительно важную роль в современных условиях развития региональных внешнеэкономических связей и диверсификации российского экспорта играет государственно-частное партнерство. Принцип, лежащий в основе этой формы сотрудничества, состоит в разделении обязанностей: а) частные партнеры принимают на себя ответственность за эффективную реализацию задач, с учетом предположения о том, что частная структура, безусловно, реализует их более результативно и экономически эффективно, чем государственная. б) государственные партнеры отвечают за соблюдение общественных интересов. Целью является оптимальное использование бюджетных средств и улучшение качества услуг для конечного пользователя. Иными словами, имеет место передача функций государственного сектора частному сектору. Сфера применения ГЧП в странах ЕС и ОЭСР в области регионального или местного экономического развития является очень широкой. Использование ГЧП в таких видах деятельности как транспорт (автомагистрали, грузовые терминалы, аэропорты, железные дороги), маркетинг территории, общественные связи, развитие технологических центров, развитие туристской инфраструктуры оказывают существенное влияние на развитие и совершенствование региональных внешнеэкономических связей. Дальнейшее поступательное развитие региональных внешнеэкономических связей и диверсификация российского экспорта может быть связано со взаимодействием региональных акторов в процессе осуществления приграничного сотрудничества в формате государственночастного партнерства.

6. Сегодня широко признано, что способность региональных экономик выдерживать конкуренцию и адаптироваться к изменениям технологий связана с их потенциалом для инноваций. В действительности, инновационность и гибкость являются ключевыми для успеха в условиях глобализации. Говоря об инновациях, в данном случае мы не подразумеваем высоких технологий, но имеем в виду любые улучшения, которые могут быть введены предприятиями на местах на уровне их систем производства, маркетинга, менеджмента и организации для диверсификации экспорта и повышения эффективности внешнеэкономических связей на региональном уровне. При этом необходимо учитывать, что в границах местных производственных систем инновации редко являются результатом действий одного актора, и чаще всего — результатом работы региональной инновационной системы (РИС), которая состоит из разнородных взаимосвязанных и взаимообусловленных акторов, таких как государственные лаборатории, технологические исследовательские центры, университеты, предприятия, финансовые институты, органы власти и т.д., подчиненных одной цели — созданию инноваций и развитию инновационной деятельности. Элементы, характеризующие регион, развивающий инновации, не являются данностью и должны стимулироваться властями через разработку надлежащей региональной политики, в том числе региональной внешнеторговой политики как необходимого условия диверсификации экспорта.

Summary: The article analyses the role of regional approach to export diversification in rising international competiteveness of Russian Economy.

Ключевые слова:

диверсификация , регион,внешнеэкономические связи.

Keywords:

diversification, region, external economic relations, foreign-economic link.

1. Фетисов Г.Г. Будущее российской экономики: экспорт сырья, диверсификация или высокие технологии? [Электронный ресурс] //Материалы сайта 6-й Международной Кондратьевской конференции, 2007. URL:http://www. glazev.ru/print. php? article=2344

2. Волкова Н.Н., Маркова Н.И. Региональный срез инновационного процесса в России. / Отв. ред. В.П. Горегляд.: Центр социально-экономических проблем федерализма Института экономики РАН. М.: Наука, 2005. С.301.

3. Межевич Н.М. Основные направления региональной политики Российской Федерации. Теория регионального развития.СПб.: 2005.С.4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Гринберг Р.С. Россия, мир, глобальная экономика. //Ежемесячный научно-политический журнал «Мир и поли-тика».2009.№10(37). С.10.

5. Организация экономического сотрудничества и развития. Документ Совета ОЭСР С(2007)103/FINAL: «Дорожная карта» присоединения Российской Федерации к Конвенции об учреждении ОЭСР (принята на 1163-й сессии Совета ОЭСР 30 ноября 2007 г.).

6. Аналитические материалы (диагностика ситуации): Проект стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2020 года.

7. Комитет внешних связей Администрации Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] URL: http://www.kvs.spb.ru

8. Pre-study of the Republic of Karelia with emphasis on trade and transport needs.// Umea. September. 1998.

9. Отчет компании «Стурвик и К0»// Совместное инвестиционное окно: Проект в рамках Баренцева региона под эгидой Баренцева регионального совета 2004 [Электронный ресурс] URL : http://www.beac.st

10. Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей. Мадрид, 21 мая 1980 года.:Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. М.: Научная книга, 2002. С.374-379.

11. Рикк Ш. Приграничное сотрудничество в Западной Европе// Международные и внешнеэкономические связи субъектов Российской Федерации / Под ред. А.Г.Гранберга.М.: Научная книга, 2001. С.249-250.

12. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации. Утверждена распоряжением Правительства РФ № 196-р от 9 февраля 2001г.:Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. М.: Научная книга, 2002. С.284.

13. Соглашение между Правительством российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о торговле и экономическом сотрудничестве от 20.01.1992. Утверждено Распоряжением Правительства РФ от 06.07.1992 №1234-р//Собрание актов Президента и Правительства РФ.1992.№2.13.07.

14. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Финляндской Республики о сотрудничестве в Мурманской области, Республике Карелия, Санкт-Петербурге и Ленинградской области.: Сборник документов и материалов по вопросам международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. М.: Научная книга, 2002. С.135-138.

15. Возрождение Карелии. Концепция социально-экономического развития Республики Карелия на период 19992002-2010 гг. Петрозаводск. Изд-во Карел.науч.центра РАН. 1999.

16. Программа «Основные направления деятельности Правительства Республики Карелия по развитию международного сотрудничества на 1999-2002 годы» (Утверждена Постановлением Правительства Республики Карелия 27.12.1999.№ 168-П). г. Петрозаводск. 2000; [Электронный ресурс]//Официальный портал органов государственной власти Республики Карелия.URL: http://www.gov.karelia.ru

17. Программа приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001-2006 годы. Петрозаводск.: ПетрГУ. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.