Научная статья на тему 'Реализация педагогического наследия развития двигательной активности коренных малочисленных народов Западной Сибири в современном образовании'

Реализация педагогического наследия развития двигательной активности коренных малочисленных народов Западной Сибири в современном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3287
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДОСТОЯНИЕ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТРАДИЦИОННЫЕ ИГРЫ И СОСТЯЗАНИЯ / PEDAGOGICAL HERITAGE / EDUCATIONAL PROPERTY / MOTOR ACTIVITY / TRADITIONAL GAMES AND COMPETITIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Красильников Валерий Павлович

На основе материалов десяти этнопедагогических экспедиций (1990-2006) в места постоянного проживания коренных малочисленных народов Западной Сибири (хантов, манси, лесных ненцев) предложены методические рекомендации развития двигательной активности этих этносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепров Сергей Антонович, Красильников Валерий Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EDUCATIONAL LEGACY`S REALISATION FOR DEVELOPMENT OF NATIVE MINORITIES OF WESTERN SIBERIA IN MODERN EDUCATIONAL PROCESS

On the basis of materials of ten ethno-educational expeditions (1990-2006) to the places of permanent residence of indigenous peoples of Western Siberia (Khanty, Mansi, Nenets Forest) the guidelines of the motor activity's development of these ethnic groups are proposed.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогического наследия развития двигательной активности коренных малочисленных народов Западной Сибири в современном образовании»

сивно-негативный уровень - уменьшение на 29,5%; индифферентно-неустойчивый -увеличение на 14,4% и позитивно-устойчивый - на 15,1%. В контрольной группе существенные изменения произошли только в формировании эмоционального компонента (Р>0,05).

ВЫВОДЫ

1. Итоги педагогического эксперимента подтвердили эффективность разработанной нами методики. Так, в экспериментальной группе произошли достоверно значимые изменения в иерархии мотивационно-ценностных отношений к физической культуре. Количество курсантов, занимающихся на пассивно-негативном уровне, снизилось на 25,0% (Р<0,05), на позитивно-устойчивом - увеличилось на 33,3% (Р<0,05). В контрольной группе количество курсантов, занимающихся на пассивно-негативном уровне, снизилось на 8,3% (Р>0,05), а на позитивно-устойчивом - увеличилось на 8,3% (Р>0,05).

2. Успешность формирования устойчивого мотивационно-ценностного отношения курсантов к физической культуре обеспечивается преимущественным использованием когнитивного, эмоционального и двигательного подходов в учебном процессе, реализуемых при использовании соответствующих средств и методов физического воспитания и критериев, свидетельствующих об их эффективности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каргаполов, В.П. Формирование готовности курсантов образовательных учреждений силовых ведомств к физическому самосовершенствованию / В.П. Каргаполов, А. А. Гуцуляк // Физическая культура и спорт в современном обществе : материалы Всероссийской научной конференции / отв. ред. С.С. Добровольский ; Дальне-восточ. гос. акад. физ. культуры. - Хабаровск, 2007. - С. 119-123.

2. Осминин, В.М. Формирование личности курсанта образовательного учреждения ФСБ России пограничного профиля средствами физической культуры : монография / В.М. Осминин, С.И. Рубанцов ; ХПИ ФСБ РФ. - Хабаровск : [б.и.], 2009. -160 с.

Контактная информация: stepanov_vs.mail.ru РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ

Сергей Антонович Днепров, доктор педагогических наук, профессор, Уральский государственный педагогический университет (УрГПУ)

Валерий Павлович Красильников, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный технический университет Екатеринбург

Аннотация

На основе материалов десяти этнопедагогических экспедиций (1990-2006) в места постоянного проживания коренных малочисленных народов Западной Сибири (хантов, манси, лесных ненцев) предложены методические рекомендации развития двигательной активности этих этносов.

Ключевые слова: педагогическое наследие, педагогическое достояние, двигательная активность, традиционные игры и состязания.

THE EDUCATIONAL LEGACY'S REALISATION FOR DEVELOPMENT OF NATIVE MINORITIES OF WESTERN SIBERIA IN MODERN EDUCATIONAL

PROCESS

Sergey Antonovich Dneprov, doctor of pedagogical sciences, professor,

The Ural State Pedagogical University,

Valery Pavlovich Krasilnikov, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,

The Uralian State Technical University Ekaterinburg

Annotation

On the basis of materials of ten ethno-educational expeditions (1990-2006) to the places of permanent residence of indigenous peoples of Western Siberia (Khanty, Mansi, Nenets Forest) the guidelines of the motor activity’s development of these ethnic groups are proposed.

Keywords: pedagogical heritage, educational property, motor activity, traditional games and competitions.

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы появилась необходимость в преодолении оторванности современного образования коренных малочисленных народов от их национальных корней, от естественного этнопедагогического процесса. Это общемировая проблема: ЮНЕСКО выражает озабоченность в связи со стремительным исчезновением важнейших традиционных педагогических методов и средств [25].

Федеральная целевая программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2015 года» также имеет разделы, которые посвящены созданию условий для развития двигательной активности [7]. Роль двигательной активности как важнейшей части педагогического наследия физического воспитания коренного населения Западной Сибири не рассматривалась, не систематизировалась, не находила достаточно полного теоретического обобщения и, соответственно, реализации в современных условиях. Возникло противоречие между потребностью в использовании двигательной активности как части педагогического наследия и недостаточной разработанностью ее теоретического, системного, содержательного и методического аспектов.

Исследования последних лет показали, что в настоящее время двигательная активность российских школьников на 40%, а старшеклассников — даже на 70% ниже необходимой нормы здоровья [19]. Положение в национальной средней школе еще значительно хуже [17; 23].

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ

Краткие сведения, повествующие о средствах и приемах развития физической активности коренных сибиряков, содержатся в работах педагогов, историков, этнографов, путешественников и даже ссыльных [1, 3, 4, 8, 9, 10, 16, 18, 21, 22, 24]. Основным недостатком вышеупомянутых публикаций является то, что они носят отрывочный и описательный характер.

Большинство исследователей физической культуры коренных сибиряков отмечают их невысокий рост от 150 до 155 см, небольшой вес от 55 до 64 кг, но подчеркивают, что эти параметры не препятствовали формированию крепкого телосложения этих этносов [4, 13, 11, 15].

Многие известные ученые-североведы регистрировали высокую продолжительность жизни коренных сибиряков (от 60 до 100 лет), которая была бы невозможна без высокой степени развития двигательной активности [2, 4, 6, 11, 12].

На основании этих данных можно судить об объеме и роли двигательной активности для выживания, о ее социализирующей роли в воспитании подрастающих поколений сибирских коренных народов.

Для более тщательного, углубленного изучения педагогического наследия двигательной активности коренных сибиряков применялись методы полевой этнографии: включенное спровоцированное наблюдение, опрос, беседа, интервью, фото и киносъемка.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Наши исследования показали, что не имеющий аналогов культурный опыт многих коренных народов Западной Сибири находится на грани полного исчезновения.

Реконструкция педагогического наследия в современных условиях должна учитывать то, что традиционно формирование двигательной активности детей и подростков коренных сибиряков было основано на принципах постепенности в овладении промысловой и хозяйственной деятельностью, учета возрастных и гендерных особенностей этих этносов.

Нами предлагается следующая методическая последовательность применения воссозданного педагогического наследия двигательной активности путем внедрения системы традиционных игр и состязаний в современный образовательный процесс национальных образовательных учреждений коренных малочисленных народов Западной Сибири.

1. Игры, рекомендуемые к применению в учебном процессе по физической культуре в национальной средней школе.

В младших классах предпочтение должно быть отдано играм на ловкость, быстроту, так как в этом возрасте у детей еще слабо развита аэробная и мышечная системы. Мы рекомендуем для детей этого возраста такие игры, как «Бег по-медвежьи» («Пупи нэвэр»), «Прятки» («Канях янтэх»), «Прятки» («Мант Кэча»), «Метание аркана на носы нарт» («Кану пыймана ялкулол-кма»), «Кто быстрее?» («Пасты нэ»), «Бросание палки в цель» («Попыл енгэв»). Они вызывают огромный интерес у всех детей, а не только у детей коренных сибиряков. Эти игры можно успешно использовать как в основной части урока, так и в подготовительной, но они не рекомендуются на уроках лыжной подготовки, легкой атлетики.

В средних и старших классах на уроках физической культуры можно применять более сложные игры, силовые единоборства и самобытные физические упражнения в связи с интенсивным развитием в этом возрасте мышечной и дыхательной систем, а также с началом подготовки детей и подростков к активной промысловой и хозяйственной деятельности. Это следующие игры: «Прыжки через нарты» («Поръунчкве па-тев»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Кольца» («Кис»), «Ловля оленя» («Вяркукота»), «Урони товарища». Мы рекомендовали бы эти игры для основной части урока или на все время урока.

2. Игры на подвижной перемене. Игры на подвижной перемене занимают 8-10 минут. Они стимулируют двигательную активность детей, позволяют им активно отдохнуть и легче воспринимать материал на следующем уроке. Нельзя проводить сильно возбуждающие и утомляющие игры. На подвижной перемене с успехом можно использовать следующие игры: «Игра с кольцом» («Корки емюни»), «Поиграем в ямки» («Вонк сохит ентэхли»), «Метание аркана на носы нарт» («Кану пыймана ялкулол-кма»), «Игра мячом» («Пуксэл), «Заячьи следы» («Чэвэр лэк»), «Болотная женщина» («Нёрэм ими»), «Деревянная нога» («Юх кур»).

3. Игры в группе продленного дня. Спортивный час входит в структуру учебного процесса в этой группе детей, он направлен на закрепление и совершенствование материала, пройденного на уроках физической культуры. Кроме того, эти игры рекомендуется проводить на свежем воздухе, что будет способствовать укреплению здоровья детей. В течение этого часа можно провести от 3-х до 5-ти игр, например: «Игра с обручем»(«Кусыюнт»), «Снежная стрела» («Тутнел»), «Кольца» («Кис»), «Броски аркана (тынзяна) за верх валиков (хореев)» («Валых тойнам танянтыты»), «Игры с палочкой» («Тюркэмлэли»), «Чудище» («Манки сохит ентэх»). Они прекрасно снимают

психическое напряжение и препятствуют гиподинамии.

ВЫВОДЫ

Теоретические и полевые этнопедагогические исследования показали, что в педагогическом наследии и достоянии коренных малочисленных народов Западной Сибири (ханты, манси, ненцы) содержится богатый потенциал самобытных средств, методов, форм развития двигательной активности, которые способствовали и способствуют их подготовке к промыслам и хозяйственной деятельности, становлению духовности, социализации и связи со своей историей.

Современное физкультурное образование сибирского региона должно использовать педагогическое наследие и достояние коренных сибиряков, главным образом традиционные игры и состязания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абсалямов, Г. Ш. Национальные виды спорта ненецкого народа: дис. ...канд.пед.наук / Г. III. Абсалямов. — М., 1962. — 210 с.

2. Гондатти, Н. Л. Предварительный отчет о поездке в Северо-Западную Си-бирь/Н. Л. Гондатти. - М., 1988. 245 с.

3. Дмитриев-Садовников, Г. Лук ваховских остяков и охота с ним / Г. Дмитри-ев-Садовников // Ежегодник Тобольского губернского музея.-1914.- Вып. 2. - С. 13 -14.

4. Зуев, В. Ф. Описание живущих Сибирской губернии в Березовском уезде иноверче-ских народов Остяков и Самоедов (1771—1772) / В. Ф. Зуев.— М.;Л.: Изд-во АН СССР, 1947. — 96 с.

5. Игры, состязания и самобытные физические упражнения народов Севера: учеб. пособие / под ред. Н. И. Синявского; СурГПИ. — Сургут, 2002.-76 с.

6. Иринарх (игумен). В дебрях крайнего Северо-Запада Сибири / Иринарх (игумен) // Православный благовестник. — 1909. — Т. 1, № 11. — С. 497—498.

7. Концепция федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока до 2015 года»: распоряжение правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 года, №1661-р.

8. Красильников, В. П. Игры и состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В. П. Красильников. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2002. — 120 с.

9. Красильников, В. П. Фольклор и национальные традиции физического воспитания детей у народов Сибири / В. П. Красильников // Место и значение фольклора и фольклоризма в национальных культурах : история и современность.— Челя-бинск,1998. — С. 160—161.

10. Кривуля, А. Н. Разработка и реализация программы по физической культуре с учетом национально-регионального компонента (на примере начальных классов национальных школ Югры) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.Н.Кривуля; Тю-мен.гос.пед. ун-т. - Тюмень, 2003. — 25 с.

11. Митусова, Р. П. Год среди лесного народа / Р. П. Митусова // Вокруг света.-1928.- №9.- С. 350.

12. Неславин, В. И. Самоеды в домашнем и общественном быту / В.И. Несла-вин.— СПб., 1847. — С. 29—175.

13. Остроумов, И. Г. Вогулы Пермской и Тобольской губерний / И. Г. Остро-умов//Естествознание и география. — 1903. —№4. — С. 76.

14. Павловский, В. А. Вогулы / В. А. Павловский. — Казань, 1907. — С. 19.

15. Подольский, Ю. А. Поклонение медведю у Сосьвинских вогулов / Ю. А. Подольский // Уральский охотник. — 1930. — №1. — С. 35.

16. Певгова, Л. В. Национальные игры детей народов Севера / Л. В. Певгова.-Л.: Изд-во Глав. сев. мор. пути, 1939. — 37 с.

17. Прокопенко, В. И. Материалы возрастных уровней физического развития, двигательной подготовленности и физической работоспособности школьников народов Севера (ханты, манси) / В. И. Прокопенко [и др.]; Урал. гос. пед. ун-т.— Екате-ринбург,1992. —73 с.

18. Рейнсон-Правдин, А.Н. Игра и игрушка детей народов Обского Севера: дис. ... канд. пед. наук / А.Н. Рейнсон-Правдин. — М.; Л., 1944—1945. — 350 с.

19. Сахно, А. В. Двигательная активность и наследственный потенциал челове-ка/А.В.Сахно,А.С.Чубуков// http://www.centrelittle.ru/conception.html.

20. Симонова, Л. Р. Вымирающее племя / Л. Р. Симонова // Живописное обо-зрение.-1883.- №1. — 101 с.

21. Синявский, Н. И. Этнопедагогика физического воспитания народов Севера-хантыиманси в современной системе образования: дис. ... д-ра пед. наук / Н.И.Синявский. - М., 2005. — 406 с.

22. Финш, О. Путешествие в Западную Сибирь / О. Финш, А. Брэм. — М.,1882.—484 с.

23. Шамаев, Н. К. Семейное воспитание на традициях / Н. К. Шамаев. - Якутск, 2003. - 22 с.

24. Шухов, И. Н. Река Казым и ее обитатели / И. Н. Шухов // Ежегодник Тобольского губернского музея. - 1915. — Вып. 26. — С. 37—56.

25. UNESCO. Collective consultation aimed at creating an international platform for the promotion and development of traditional sports and games.- Paris, 13 March 2006, UNESCO Headquarters.

Контактная информация: valerijkrasilnikov@yandex.ru МЕТОДИКА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ДЗЮДОИСТОК НА ОСНОВЕ УЧЕТА ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТА

Татьяна Викторовна Дьяконова, соискатель,

Нина Викторовна Седых, доктор педагогических наук, доцент,

ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

(ВГАФК)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса с учетом свойств темперамента спортсменок, способствующего значительному повышению уровня специальной физической подготовленности дзюдоисток-юниорок.

Ключевые слова: спортивная тренировка, типы темперамента, соревновательная деятельность спортсменок.

TECHNIQUE OF PERFECTION OF TRAINING PROCESS ON THE BASIS OF THE ACCOUNT OF TYPES OF TEMPERAMENT IN JUDO

Tatyana Viktorovna Djakonova, competitor,

Nina Viktorovna Sedyh, doctor of pedagogical sciences, senior lecturer,

Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The article goes into the organization and establishing the training process by taking into account the girls - athletes' temperament contributing to the significant improvement of the level of the special physical preparedness of female judoists-juniors.

Key words: sports training, types of temperament, competitive activities of athletes.

ВВЕДЕНИЕ

Среди тренеров, физиологов и психологов существуют две основные точки зрения на вопрос об индивидуально-типологических особенностях нервной системы спортсменов. Теоретики считают, что подавляющее большинство спортсменов отно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.