Научная статья на тему 'Оценка конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда (на примере выпускников 2008 г. Экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского)'

Оценка конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда (на примере выпускников 2008 г. Экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ / A LABOR'S MARKET / COMPETITIVENESS / GRADUATES OF HIGH SCHOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапина Т. А.

На конкурентоспособность выпускников вузов оказывают влияние различные факторы. При этом, с одной стороны, оценка их конкурентоспособности определяется аналогичными характеристиками других выпускников, а с другой требованиями работодателей. В статье предпринята попытка оценить подготовленность выпускников вузов (на примере выпускников экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского) к выходу на рынок труда с учетом требований работодателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

University graduates (the economic faculty of Omsk state university named after F.M. Dostoevskiy) competitive at labour

The article makes an attempt to estimate University graduates entering the labour market given employers' requirements. To illustrate the readiness of graduates the author takes the students of Economics. There are several factors that influence the competitiveness of the graduates, that is their fellow-graduates portfolio on the one hand, and employers' requirements on the other one.

Текст научной работы на тему «Оценка конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда (на примере выпускников 2008 г. Экономического факультета ОмГУ им. Ф. М. Достоевского)»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 3. С. 94-97. © Т.А. Лапина, 2009

УДК 331.538

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ НА РЫНКЕ ТРУДА (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКНИКОВ 2008 Г. ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО)1

UNIVERSITY GRADUATES (THE ECONOMIC FACULTY OF OMSK STATE UNIVERSITY NAMED AFTER F.M. DOSTOEVSKIY) - COMPETITIVE AT LABOUR MARKET

Т.А. Лапина T.A. Lapina

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

На конкурентоспособность выпускников вузов оказывают влияние различные факторы. При этом, с одной стороны, оценка их конкурентоспособности определяется аналогичными характеристиками других выпускников, а с другой - требованиями работодателей. В статье предпринята попытка оценить подготовленность выпускников вузов (на примере выпускников экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского) к выходу на рынок труда с учетом требований работодателей.

The article makes an attempt to estimate University graduates entering the labour market given employers’ requirements. To illustrate the readiness of graduates the author takes the students of Economics. There are several factors that influence the competitiveness of the graduates, that is their fellow-graduates portfolio on the one hand, and employers’ requirements on the other one.

Ключевые слова: рынок труда, конкурентоспособность, выпускники вузов.

Keywords: a labor’s market, competitiveness, graduates of high schools.

Как известно, конкурентоспособность работников на рынке труда определяется действием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам будут относиться характеристики самого рынка (например, особенности спроса и предложения труда), а к внутренним - особенности и объем человеческого капитала самого работника. Выпускники вузов на рынке труда представляют собой особую группу. С одной стороны - это квалифицированные специалисты с точки зрения уровня образования, а с другой - лица с практически нулевым опытом работы. В такой ситуации возможности трудоустройства этих лиц будут сужены, если работодатель будет ориентирован при подборе персонала на опыт работы, и, напротив, расширены, если работодатель ориентируется на уровень образования. Но, как известно, само наличие высшего образования, конечно, является сигналом для рынка труда, но работодателя в большей степени интересует, что конкретно знает выпускник, какими навыками обладает и т. д. В связи с этим представляется интересным провести анализ подготовленности выпускников к выходу на рынок труда с учетом требований работодателей.

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Методологические и методические основы мониторинга конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда», проект № 08-02-67202 а/Т.

Как правило, при подборе персонала, когда работодатель оценивает выпускника вуза, он обращает внимание на определенные характеристики (таблица 1).

Таким образом, как видно из таблицы 1, большинство характеристик выпускника будет оцениваться работодателем положительно. Теперь необходимо понять, а насколько сами выпускники обладают указанными характеристиками.

В качестве объекта исследования выступили выпускники 2008 г. экономического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского. Численность выпускников, принявших участие в исследовании, - 167 человек, что составило 63 % от числа всех выпускников. В настоящее время подготовка на факультете ведется по восьми специальностям: менеджмент организаций, экономическая теория, экономика труда, управление персоналом, финансы и кредит, налоги и налогообложение, государственное и муниципальное управление, бухгалтерский учет, анализ и аудит. Соответственно, профиль образования у выпускников будет одинаковый -экономическое образование, а специальности разные.

Рассмотрим насколько выпускники одинаковы по указанным в таблице 1 характеристикам. 30,5 % исследуемых выпускников имеют дополнительное образование, т. е. каждый

третий из них будет иметь дополнительные преимущества по сравнению с другими выпу-

Все выпускники экономического факультета, безусловно, владеют навыками работы на компьютере, но 81,8 % из них оценили уровень своего владения как пользовательский, 3 % - как базовый, а 15,2 % - как профессиональный. Конечно, большинству работодателей достаточно пользовательского уровня владения компьютером, но в тех случаях, когда необходима работа по программированию, знанию дополнительных программ, то, скорее всего, работодатель должен будет выбирать выпускника другого факультета или вуза. Кроме уровня владения ПК представляет интерес знание студентами различных программ.

На рис. 1 видно, что рядом программных продуктов (MS Office, Internet и Консультант Плюс) владеют все выпускники факультета. Владение остальными программами зависит от специальности выпускника и личных предпочтений. Так под ответом «Другое» представлены: Visio, ACDSee, Гранд-смета, Project management, SAPR3, Quake и др.

скниками. Следующая характеристика - уровень владения ПК.

Следующий блок характеристик выпускника касается его активности в научной и во внеучебной жизни. Чуть более половины выпускников (55,4 %) во время обучения на факультете принимали участие в различного рода конференциях, олимпиадах, конкурсах. На втором месте по распространенности (45,2 %) участие в организации внеучебных мероприятий. В совместных проектах с работодателями участвовал каждый пятый выпускник 2008 г. (19,9 %), а каждый восьмой (12,7 %) во время учебы на экономическом факультете имел опыт подготовки публикации. Несмотря на высокие показатели по ряду направлений, 30,1 % выпускников (каждый третий) не принимал участие ни в одном из перечисленных мероприятий (для сравнения 16,3 % студентов принимали активное участие по трем или четырем направлениям). Безусловно, что те навыки, которые получает студент при участии в подобных мероприятиях (организаторские, научной работы, навыки работы по специальности и т. д.), будут положительно сказываться на его конкурентоспособности на рынке труда.

Таблица 1

Характеристики выпускников в восприятии работодателями

Характеристика выпускника Восприятие работодателем Последствия для работодателя

Профиль образования Специальность Положительно в случае соответствия требованиям рабочего места Более быстрое вхождение нового работника в профессиональную деятельность

Наличие дополнительного образования Положительно, как дополнительный плюс При прочих равных условиях можно выбрать более подготовленного выпускника

Уровень владения ПК Положительно, в случае низкого уровня как минус Более быстрое вхождение нового работника в профессиональную деятельность

Участие в проектах Положительно Рассматривается как повышенная активность и, как следствие, ожидание активности и на предприятии

Написание статей Положительно

Участие в конференциях, олимпиадах Положительно

Участие в организации внеучебных мероприятий И положительно, и отрицательно Если студент был слишком загружен внеучеб-ной деятельностью в вузе, это может негативно сказаться на качестве его подготовки

Уровень владения иностранным языком Индифферентно Если для работы в организации требуется знание иностранного языка, то дополнительное преимущество, если нет, то работодатель никак не оценивает эту характеристику

Планирование продолжения обучения И положительно, и отрицательно Возможно, выпускнику будет требоваться время на периоды сессий, защит и т. д. - потеря рабочего времени. Повышение уровня образования может рассматриваться с ожиданием роста производительности работника

Наличие опыта работы Положительно Более быстрое вхождение нового работника в профессиональную деятельность

Рис. 1. Владение программными продуктами выпускниками, %

Особняком, с точки зрения оценки работодателя, находятся навыки владения иностранными языками. С одной стороны, в организациях, которые имеют международные контакты, работают по иностранным технологиям и т. д., такие навыки будут востребованы. Но с другой стороны таких предприятий в настоящее время пока не много и поэтому особых преимуществ на рынке труда Омской области такие знания не дают. Посмотрим, насколько выпускники экономического факультета ОмГУ владеют иностранными языками. В среднем выпускник владеет одним иностранным языком (8,4 % владеют двумя и более иностранными языками) при этом средний уровень владения - читаю и перевожу со словарем (мода 72,5 %). Конечно, такой уровень подготовленности не может способствовать росту конкурентоспособности выпускника-экономиста, но, с другой стороны, чаще всего и этого бывает достаточно. Возможно, в будущем ситуация изменится и тогда выпускники будут вынуждены учить иностранные языки, чтобы обеспечить себе престижное рабочее место.

Следующая характеристика выпускника -его планы относительно продолжения учебы. Как мы отмечали выше, они могут оцениваться работодателем как положительно, так и отрицательно. Выпускники экономического факультета в большинстве своем 65,9 % планируют продолжение обучения. Многие работодатели отмечают, что желание продолжать обучение является своего рода визитной карточкой выпускников ОмГУ им. Ф.М. Достоевского.

И последним из рассматриваемых нами показателем конкурентоспособности выпускника вуза является наличие у него опыта работы. Половина выпускников (49,7 %) его имеет, а 17,8 % уже работали за 4 месяца до получения диплома. Данный показатель также повышает уровень конкурентоспособности выпускников экономического факультета. Конечно, не все выпускники одинаковы по этому уровню: кто-то активно участвует во всех мероприятиях, проектах, кто-то не владеет дополнительными навыками и знаниями. Поэтому представляется необходимым дать количественную оценку выпускникам, которые более конкурентоспособны на рынке труда.

Так, из предыдущего анализа следует, что можно выделить блок характеристик выпускников экономического факультета, которыми обладают все выпускники или которые слабо востребованы рынком. Следовательно, эти характеристики не могут являться конкурентными преимуществами выпускников экономического факультета в сравнении с однокурсниками. К таким характеристикам в результате анализа были отнесены: владение ПК, знание иностранных языков и планы относительно дальнейшего обучения (так как, во-первых, это только планы, а во-вторых, эта характеристика двояко оценивается работодателем). Таким образом, можно сказать, что минимальный набор знаний навыков и умений выпускника экономического факультета ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, помимо профессиональных, включает в себя: пользовательский уровень владения компьютером

с обязательным знанием MS Office, Консультант Плюс и умение работать в сети Интернет, знание одного иностранного языка на уровне чтения со словарем. Но помимо этого выпускник может обладать дополнительными навыками, которые будут увеличивать его шансы в

нахождении рабочего места. Объем таких дополнительных навыков будет варьировать от 1 до 3. Распределение выпускников по группам в зависимости от наличия у них дополнительных навыков, увеличивающих их конкурентоспособность, представлено на рис. 2.

Рис. 2. Группы выпускников в зависимости от наличия дополнительных конкурентных преимуществ, %

Как видно из рис. 2, 18,6 % выпускников дополнительными преимуществами не обладают. Остальные выпускники (81,4 %) могут чувствовать себя более уверенно. Большая часть из них обладает двумя и более дополнительными преимуществами.

Таким образом, проведенный анализ показал, что влияние внутренних факторов кон-

курентоспособности еще более существенно, когда происходит сравнение выпускников одного факультета (специальности). Поэтому для поддержания собственной конкурентоспособности на рынке труда необходимо отличаться не только от выпускников других вузов, но и от своих однокурсников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.