Научная статья на тему 'Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда'

Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1353
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда / модернизированная методика анализа трудоустройства / стратегия поведения вуза на рынке образовательных услуг / факторы внешней и внутренней среды вуза / graduates' competitiveness on the labour market / advanced method of employment assistance analysis / strategy of an institute of higher education on the educational services market / factors of external and internal environment of an institute of higher education

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миляева Лариса Григорьевна, Борисова Ольга Владимировна

Изложена концептуальная основа исследования предложено определение понятия «конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда» обоснована необходимость совершенствования подхода к анализу трудоустройства выпускников на базе использования модернизированной методики рассмотрены стратегии вуза в области повышения конкурентоспособности выпускников выявлены факторы внешней и внутренней среды вуза, влияющие на качество подготовки выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миляева Лариса Григорьевна, Борисова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conceptual framework of the research is provided the definition of «graduate"s competitiveness on the labour market» is offered the necessity of improving an approach to the analysis of graduates" employment assistance on the basis of the application of advanced method is grounded graduates" competitiveness improvement strategies of an institute of higher education are studied factors of external and internal environment of an institute of higher education that influence quality of graduate students" education and training are discovered.

Текст научной работы на тему «Основные направления повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда»

ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 331.5:378 Л.Г. МИЛЯЕВА

ББК 65.240 декан экономического факультета Бийского технологического

института (филиала) Алтайского государственного технического университета, доктор экономических наук, профессор

e-mail: lgm@bti.secna.ru О.В. БОРИСОВА

аспирант Бийского технологического института (филиала) Алтайского государственного технического университета

e-mail: borisova-83@mail.ru

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ

НА РЫНКЕ ТРУДА

Изложена концептуальная основа исследования; предложено определение понятия «конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда»; обоснована необходимость совершенствования подхода к анализу трудоустройства выпускников на базе использования модернизированной методики; рассмотрены стратегии вуза в области повышения конкурентоспособности выпускников; выявлены факторы внешней и внутренней среды вуза, влияющие на качество подготовки выпускников.

Ключевые слова: конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда; модернизированная методика анализа трудоустройства; стратегия поведения вуза на рынке образовательных услуг; факторы внешней и внутренней среды вуза.

L.G. MILYAEVA

Dean of Economics Department of Biysk Institute of Technology (branch) of Altay State Technical University, Doctor of Economics, professor

e-mail: lgm@bti.secna.ru O.V. BORISOVA

post-graduate student of Biysk Institute of Technology (branch)

of Altay State Technical University e-mail: borisova-83@mail.ru

MAIN DIRECTIONS OF GRADUATES' COMPETITIVENESS IMPROVEMENT ON THE LABOUR MARKET

The conceptual framework of the research is provided; the definition of «graduate's competitiveness on the labour market» is offered; the necessity of improving an approach to the analysis of graduates' employment assistance on the basis of the application of advanced method is grounded; graduates' competitiveness improvement strategies of an institute of higher education are studied; factors of external and internal environment of an institute of higher education that influence quality of graduate students' education and training are discovered.

Keywords: graduates' competitiveness on the labour market; advanced method of employment assistance analysis; strategy of an institute of higher education on the educational services market; factors of external and internal environment of an institute of higher education; quality of education.

В условиях модернизации российской системы образования приоритетным направлением деятельности любого профессионального учебного заведения, желающего обеспечить себе конкурентоспособное положение на рынке образовательных услуг,

становится подготовка высококвалифицированных специалистов. Ни для кого не секрет, что одним из значимых показателей, определяющих рейтинг учебного заведения в условиях нарастающей конкуренции, выступает уровень востребованности его выпускников.

Подтверждением отмеченному являются, по меньшей мере, два обстоятельства: использование данного показателя в качестве одного из критериев при государственной аттестации высших учебных заведений; позиционирование успешного трудоустройства выпускников как доминантного компонента обобщенной привлекательности вуза (имиджа), формируемой в результате комплексной субъективной оценки образовательных услуг потребителями — студентами, выпускниками и работодателями. Подчеркнем, что основная трудность, возникающая при диагностике трудоустройства выпускников вузов, заключается в отсутствии профильного методического инструментария, который бы позволил не только отслеживать уровень трудоустройства, но и анализировать по результатам мониторинга показатели востребованности и конкурентоспособности выпускников и на основании этого применять меры конкретного управленческого воздействия.

Используемая в вузах методика, носящая формальный характер, имеет ряд не-достатков1:

- базируется на информации государственных служб занятости населения,

представляемой на определенную дату (как правило, на 31 декабря года выпуска анализируемых выпускников);

- основана на условном разделении выпускников на занятых (Вусл занят) и незанятых

усл. незанят.);

- не учитывает степень соответствия трудоустройства выпускников профилю и уровню их подготовки в вузе.

Отмеченные недостатки обусловили необходимость разработки нового подхода, базирующегося на результатах опросной статистики выпускников вуза и предполагающего многоуровневую последовательную оценку фактического трудоустройства, профильного трудоустройства, конкурентного профильного трудоустройства (табл. 1).

Сравнительный анализ базового и многоуровневого подходов к трудоустройству выпускников вуза представлен в табл. 2.

Необходимо отметить, что индикатором конкурентного профильного трудоустройства выступает конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда.

Исследование профильной литературы2 выявило дискуссионность подходов к трактовке анализируемого понятия. Подчеркнем, что

Таблица 1

Многоуровневый анализ трудоустройства выпускников вуза

Уровень анализа Предмет анализа Диагностируемый показатель трудоустройства Информационная база

Наименование показателя Условное обозначение показателя Расчетная формула

1 Фактическое трудоустройство Уровень трудоустройства у труд. В У _ труд. (1) труд. в общ.. Результаты опросной статистики выпускников вуза (рис.)

2 Профильное трудоустройство Уровень профильного трудоустройства у проф. труд. У _ Впроф. труд. (2) проф. труд. В (2) общ.

3 Конкурентное профильное трудоустройство Уровень конкурентного профильного трудоустройства у конкур. труд. У _ Вк°нкур. труд. (3) конкур. труд. в (3) общ.

Структура выпускников вуза по критерию трудоустройства

согласно авторской позиции под конкурентоспособностью выпускника вуза на рынке труда понимается его способность выиграть у прочих претендентов экономическое состязание в трудоустройстве на «хорошее» рабочее

место, адекватное полученной специальности, за счет наилучшего соответствия уровня профессиональной подготовки и личностных характеристик требованиям рабочего места и субъективным предпочтениям работодателей.

Таблица 2

Сравнительный анализ базового и многоуровневого подходов к трудоустройству выпускников вуза

Анализируемый параметр Методика анализа трудоустройства выпускников вуза

Базовая Многоуровневая

1. Информационная база Данные государственной городской службы занятости населения Данные опросной статистики выпускников вуза, полученные в процессе структурированного телефонного интервьюирования

2. Процедура оценки Одноуровневая Многоуровневая

3. Оценочные показатели Формальный уровень трудоустройства (Уформал. труд.), исчисляемый по формуле: В б - В В . , общ. усл. незанят. усл. занят. Уф ормал. труд. = в ~ В общ. общ. Уровень трудоустройства (Утруд.), уровень профильного трудоустройства (Упроф. труд.), уровень конкурентного трудоустройства (Уконкур. труд.), соответственно исчисляемые по формулам (1), (2), (3)

4. Степень формализма при реализации подхода Формальный Неформальный

5. Возможность проведения факторного анализа Отсутствует Достаточная

6. Достоверность оценки Низкая Высокая

7. Трудоемкость оценки Низкая Высокая

8. Затратоемкость оценки Низкая Средняя

Применяемый подход к анализу трудоустройства выпускников вуза Стратегия содействия трудоустройству выпускников вуза

Вид анализа Графическое представление анализа Тип анализа Предназначение результатов анализа Характеристика стратегии Наименование и условное обозначение стратегии

Формальный анализ трудоустройства Вобщ. Вусл. незанятВусл. занят. Обязательный, регламентированный требованиями ежегодной отчетности вуза Типовой ежегодный отчет в соответствии с установленной формой Конкретная стратегия отсутствует

Анализ фактического трудоустройства Вобщ. * щ* В В труд. нетруд. Инициированный, определяемый политикой вуза Информационная база SWOT-ана-лиза фактического и профильного трудоустройства выпускников вуза Укрепление связей с профильными работодателями и службами содействия занятости населения Стратегия партнерства

Анализ профильного трудоустройства Вобщ. * \ В В Втруд. Внетруд. * Ч Впроф. труд. Внепроф. труд.

Анализ конкурентного профильного трудоустройства Вобщ. * \ ВВ труд. нетруд. В ' проф. труд. непроф. труд. * ч В в °конкур. труд. °свобод. труд. Инициированный, определяемый политикой вуза Информационная база SWOT-ана-лиза уровня профессиональной подготовки выпускников вуза (табл. 4) Повышение конкурентоспособности выпускников вуза Стратегия конкурентоспособности

Таблица 3

Стратегии вуза в области содействия трудоустройству выпускников

Подчеркнем, что требования рабочего места определяют уровень профессиональной подготовки выпускника, выраженный в неформальных параметрах квалификации (НПК). Соответственно, субъективные предпочтения работодателей формируют требования к личностным характеристикам (ЛХ) выпускника и формальным параметрам его квалификации (ФПК), зафиксированным в оценках вкладыша диплома.

С учетом сказанного конкурентоспособность выпускника вуза может быть представлена следующей условной моделью: Квып. = ^НПК, ФПК, ЛХ). Представляется, что вузы: - не имеющие четкой стратегии содействия трудоустройству выпускников (т.е. «плывущие по течению»), ограничиваются формальным анализом трудоустройства,

регламентированным требованиями обязательной ежегодной отчетности;

- с ярко выраженным патерналистским началом, проявляющимся в содействии трудоустройству выпускников посредством укрепления прямых (с потенциальными работодателями) и посреднических (со службами занятости населения) связей, осуществляют мониторинг не только фактического, но и профильного трудоустройства;

- ориентированные на повышение конкурентоспособности выпускников на рынке труда за счет обеспечения должного уровня их профессиональной подготовки и развития в них инициативности, помимо фактического трудоустройства диагностируют конкурентное профильное трудоустройство (табл. 3).

Обоснованием необходимости использования стратегии повышения конкурентос-

Таблица 4

Типовая матрица SWOT-aнaлизa уровня профессиональной подготовки выпускника вуза

Внутренняя среда вуза Внешняя среда вуза

Возможности Угрозы

Развитие партнерских отношений вуза с работодателями, научно-исследовательскими, образовательными и прочими учреждениями в процессе подготовки выпускников Активизация параллельного рынка образовательных услуг, под которым понимается система взаимодействия контрагентов, базирующаяся на делегировании студентами высших профессиональных учебных заведений (покупателями) сторонним лицам (продавцам) полномочий по производству на платной договорной основе специфического товара — выполненных и надлежащим образом оформленных контрольных аттестационных заданий (курсовых и контрольных работ, рефератов, расчетных заданий, дипломных проектов и т.д.), предусмотренных учебными планами обучающихся

Сильные стороны Высокий уровень качества образовательных услуг, сопряженный с высоким уровнем квалификации профессорско-преподавательского состава; развитой материально-технической базой вуза; высоким качеством преподавания; усилением контроля со стороны преподавателей за выполнением аттестационных работ; внедрением инноваций в образовательный процесс; модернизацией образовательных программ и др. «Сильные стороны-возможности»: вузу следует разрабатывать стратегию использования своих сильных сторон для получения отдачи от возможностей, предоставленных внешней средой «Сильные стороны-угрозы»: стратегия вуза должна предполагать использование его силы для устранения угрозы

Слабые стороны Низкий уровень качества образовательных услуг «Слабые стороны-возможности»: стратегия вуза должна быть построена таким образом, чтобы он за счет появившихся возможностей попытался преодолеть имеющиеся у него слабости «Слабые стороны-угрозы»: вузу необходимо вырабатывать стратегию, сопряженную с предотвращением нависшей угрозы

пособности выпускников вуза выступают результаты SWOT-анализа (см. табл. 4).

Для принятия мер конкретного управленческого воздействия вузу необходимо анализировать факторы как внутренней (формирующей качество образовательных услуг), так и внешней (обусловленной развитостью партнерских отношений вуза с заинтересованными организациями и учреждениями, а также функционированием параллельного рынка образовательных услуг) среды.

В заключение необходимо подчеркнуть, что предложенный методический инструментарий многоуровневой диагностики трудоустройства выпускников в период с 2006 по 2009 г. успешно прошел апробацию, полностью подтвердив адекватность своему предназначению — обоснованию необходимости использования стратегии повышения конкурентоспособности выпускников вузов на рынке труда.

Примечания

1 Миляева Л., Борисова О. Где востребованы молодые специалисты? // Служба занятости. 2007. № 1. С. 58-62.

2 Напр., Вирина И.В. Формирование и развитие конкурентоспособности молодых специалистов на

рынке труда: автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2007; Демидов С.Р. Оценка качества подготовки выпускников вузов с позиций полноты их трудоустройства // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007. № 11. С. 9-15; Жуков Г.Н. Конкурентоспособность учреждений профобразования // Профессиональное образование. 2006. № 2. С. 7-9; Корнейченко Н.В. Формирование конкурентоспособности специалиста гостиничного сервиса в процессе обучения в колледже: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Астрахань, 2008; Мяснико-ва Л. Постмодерн экономики и высшее образование // РИСК: ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2006. № 2. С. 20-27; Плаксий С.И. Конкурентоспособность российского высшего образования // Карьерный рост: транснациональные диалоги об управлении персоналом и развитии рынка труда: сб. науч. ст. / под ред. А.Н. Крылова и др. Бремен; М., 2007. С. 258-265; Пронюшкина Т.Г. Конкурентоспособность как детерминанта профессионального образования инженеров (на примере Владимирской области): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008; Широкобоков С.Н. Конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда: сравнительный аспект // Молодежь и рынок труда: конкурентоспособность в современных социально-экономических условиях: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (12-13 окт. 2006 г., г. Омск). Омск, 2006. С. 23-29; Шуткина Ж.А. Особенности формирования конкурентоспособности специалистов в контексте повышения качества профессионального образования // Вопросы статистики. 2007. № 3. С. 80-81.

Bibliography

Demidov S.R. Graduates' training quality assessment from the point of the completeness of their employment // Vestnik of Samara State University of Economics. 2007. № 11.

Korneychenko N.V. Formation of hotel service specialist's competitiveness in process of their training at a college: synopsis of PhD thesis in Cand.Sc. (Education). Astrakhan, 2008.

Milyaeva L., Borisova O. Where are graduates demanded? / / Placement service. 2007. № 1.

Myasnikova L. Postmodern of economics and higher education // RISC: resources, information, supply, competitiveness. 2006. № 2.

Plaksy S.I. Competitiveness of Russian higher education // Career development: transnational dialogues about personnel management and labour market development: coll. of sci. articles / ed. by A.N. Krylov, K.Y. Benkost et al. Bremen. M., 2007.

Pronyushkina T.G. Competitiveness as a determinant of engineers vocational education (by the example of the Vladimir Region): synopsis of PhD thesis in Cand.Sc. (Education). M., 2008.

Shirokobokov S.N. Young specialists' competitiveness on the labour market: comparative aspect // Youth and labour market: competitiveness in modern socioeconomic conditions: international research and pract. conf. proceedings. (12-13 October 2006, Omsk). Omsk, 2006.

Shutkina Zh.A. Peculiarities of specialists' competitiveness formation within the context of vocational education quality improvement // Statistics issues. 2007. № 3.

Virina I.V. Formation and development of graduates' competitiveness on the labour market: synopsis of PhD thesis in Economics. M., 2007.

Zhukov G.N. The competitiveness of vocational education institutions // Vocational education. 2006. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.