Научная статья на тему 'К вопросу о формировании внешнеэкономической стратегии России и ее регионов в условиях глобализации'

К вопросу о формировании внешнеэкономической стратегии России и ее регионов в условиях глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2379
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЭКСПОРТ / ИМПОРТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / ИНЕРЦИОННАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / ИННОВАЦИОННАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васютченко Ирина Николаевна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением наиболее выгодных условий участия России в международных экономических отношениях и укрепления ее позиций в мировом хозяйстве. Присоединение России к ВТО актуализирует разработку и последующую реализацию современной внешнеэкономической стратегии, отвечающей международным нормам (ВТО) и позволяющей эффективно использовать внешнеэкономический потенциал страны и ее регионов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о формировании внешнеэкономической стратегии России и ее регионов в условиях глобализации»

И.Н .ВАСЮТЧЕНКО

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

В статье рассмотрены вопросы, связанные с обеспечением наиболее выгодных условий участия России в международных экономических отношениях и укрепления ее позиций в мировом хозяйстве. Присоединение России к ВТО актуализирует

разработку и последующую реализацию современной внешнеэкономической стратегии, отвечающей международным нормам (ВТО) и позволяющей эффективно использовать внешнеэкономический потенциал страны и ее регионов.

Внешнеэкономическая политика, внешнеэкономическая стратегия, экспорт, импорт, диверсификация экспорта, инерционная диверсификация экспорта, инновационная диверсификация экспорта.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) открывает новый этап в развитии ее внешнеэкономических связей и способствует дальнейшей интеграции в мировую экономику.

В качестве основной цели присоединения страны к ВТО (на федеральном уровне) рассматривается бес -препятственный выход российской продукции на международные рынки, рациональное участие в международном разделении труда, получение полно ценных выгод от интеграции в мировую экономику [1]. В связи с этим обеспечение наиболее выгодных условий участия национального хозяйства в международных экономических отношениях и укрепление страны в мировом хозяйстве невозможны без разработки эффективной внешнеэкономической политики, кото-раясвязанас использованием иукреплением внешнеэкономического потенциала России.

Под внешнеэкономической политикой государства понимается целенаправленная и комплексная программа действий законодательной и исполнительной власти по развитию и повышению эффективное -ти всей совокупности внешнеэкономических связей как важного средства укрепления национальной экономической безопасности государства [2].

Внешнеэкономическая политика призвана способствовать приумножению национального богатства и базируется на взвешенной внешнеэкономической стратегии.

В экономической литературе под термином «стратегия» понимают способ использования средств и ресурсов, направленный на достижение определенной цели, учитывающий условия внешней среды и рассматриваемый как система принятия решений, основанная на получаемой информации о ходе процесса и изменениях среды. Применительно к управлению социально-экономическими системами стратегия рассматривается как определение целей и задач, механизмов и условий их реализации на базе сочетания интересов макро- и микроэкономики [3].

По мнению В. Полтеровича, «под стратегией следует понимать траекторию изменения институтов и экономической политики, «соединяющую» текущее состояние с «желательным» [4].

Следует согласиться с профессором В. Сенчаго-вым, который подчеркивает, что стратегия - это

траектория не только изменения институтов и экономической политики, но и развитие самой экономики, ее отраслевой, пространственной и социальной структуры, ресурсной базы. В конечном счете - это траектория динамики макро-, микро- и мезоэкономи-ческих, а также социальных индикаторов [5]. Следовательно, внешнеэкономическая стратегия должна разрабатываться на основе данных положений.

Основу внешнеэкономической стратегии составляют долгоерочные направления развития макроэкономики. В современных условиях глобализации и дальнейшей интернационализации хозяйственной жизни практически все регулирующие меры государства приобретают внешний эффект. Давление международной конкуренции предопределяет каждый аспект государственной политики - от содействия повышению эффективности промышленного производства, субсидирования сельскохозяйственного производства до системы образования и социального обеспечения, вследствие чего вопросы позиционирования каждого государства зависят от набора различных направлений его стратегии. Концентрация на одном направлении приводит к неустойчивому положению государства в мирохозяйственных связях, что отрицательно сказывается на его существовании. Поэтому необходимо расширить возможности маневрирования, с тем чтобы усилить позиции государства, которые рассматриваются, прежде всего, с точки зрения социально-экономического потенциала страны.

Формирование внешнеэкономической стратегии осуществляется под воздействием целого ряда факторов как внешнего, так и внутреннего порядка. В первую очередь ее определяют сдвиги в производительных силах, в уровне международного разделения труда и обобществлении производства и капитала, а именно общие условия воспроизводства.

Внешнеэкономическая стратегия России на современном этапе сопряжена с целым рядом внутренних проблем, в частности, с топливно-сырьевой направленностью российского экспорта; низкой конкурентоспособностью товаров и услуг; неразвитостью институтов и механизмов государственного содействия экспорту; внутренними барьерами развития внешнеэкономической деятельности; оттоком капиталов и интеллектуальных ресурсов из РФ; усиле-

нием процесса импортозамещения на внутреннем рынке страны; незначительным уровнем инвестиций в отрасли экономики с высокой степенью переработки продукции и наукоемкие отрасли. География внешнеэкономических связей имеет традиционно одностороннюю направленность на западноевропейские рынки, в то время как существует опасность недоиспользования потенциала рынков стран СНГ -основного стратегического партнера России, а также растущих рынков Юго-Восточной Азии, Китая, стран Африки и Латинской Америки.

Внешнеэкономическая стратегия России должна учитывать весь комплекс быстроменяющихся внешних условий ее реализации, связанных с интенсификацией процессов глобализации: изменения в пространственной конфигурации, отраслевой и технологической структуре и географии международной торговли и процессе инвестирования; повышение трансграничной мобильности капитала и растущая интернационализация производственно-сбытовых цепочек; появление новых стран-лидеров и др. Формирование внешнеэкономической стратегии предопределяет применение системного подхода, учитывающего влияние как внешних, так и внутренних факторов, обусловливающих дальнейшее интегрирование России в мировое хозяйство.

Отсутствие в современных условиях присоединения к ВТО достаточно проработанной внешнеэкономической стратегии значительно осложняет эффективную интеграцию России в систему мирохозяйственных связей, не позволяет ей в полной мере использовать преимущества внешнеэкономической деятельности для укрепления конкурентоспособное -ти и обеспечения устойчивых темпов экономичес-кого роста. Не имея четко выраженной позиции по многим актуальным вопросам развития мировой экономики и международной торговли, торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами, Россия представляется пассивным участником процессов глобализации [6].

В рамках «Концепции долгосрочного социальноэкономического развития РФ до 2020г.» существенное внимание уделяется внешнеэкономической политике, основная цель которой в долгосрочной перспективе заключается в создании условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства [7].

В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г.» отмечены основные приоритетные направления внешнеэкономичес -кой политики:

1) обеспечение ведущих позиций страны на мировых рынках высокотехнологичных товаров и ус -луг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере, включая ядерные технологии, авиатехнику, судостроение, космические услуги и космические аппараты, программное обеспечение, туристические, образовательные и интеллектуальные услуги;

2) достижение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей и сферы услуг,

содействие экспорту путем создания механизмов комплексной поддержки экспорта, включая идентификацию и устранение барьеров по доступу товаров и услуг на внешние рынки, превращение России в одного из основных участников мировых сельскохозяйственных рынков зерна, растительного масла, льна и других товаров;

3) интеграция России в глобальную транспортную систему и реализация транзитного потенциала рос -сийской экономики, включая переориентацию значительной части торговых потоков между Европой и Азией на российские транзитные маршруты путем повышения конкурентоспособности и привлекательности её транспортных коридоров;

4) повышение роли России в обеспечении глобальной энергетической безопасности, укрепление её позиций на рынке углеводородов, развитие экс -порта услуг, связанных с энергетикой, увеличение в экспорте доли продукции с высокой степенью переработки; запуск биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами на российских торговых площадках за рубли;

5) формирование интегрированного евразийского экономического пространства, включая укрепление Союзного государства, формирование единого экономического пространства в рамках Евразийского экономического сообщества, создание совместных финансовых институтов развития; реализация системы проектов в сельском хозяйстве и других сферах;

6) создание в России международного финансового центра, превращение рубля в региональную резервную валюту и расширение использования рубля во внешнеторговом обороте;

7) усиление роли России в формировании мирового экономического порядка, включая обеспечение ведущих позиций в многосторонних международных институтах («08», ООН, МВФ, ВТО, ОЭСР и др.), продвижение национальных интересов в рам -ках двусторонних и многосторонних торговоэкономических отношений с иностранными государствами; формирование национального механизма содействия международному развитию. Основными индикаторами достижения поставленных стратегических целей являются следующие

конкретные количественные показатели:

- повышение доли России в мировой экономике с 3,2% мирового валового внутреннего продукта в 2007 г. (по паритету покупательной способности) до 3,8% в 2015 г. и 4,3% в 2020г.;

- увеличение российского экспорта с 354 млрд долл. США в 2007 г. до 630 - 650 млрд долл. США в 2015 г. и более 900 млрд долл. США в 2020 г.;

- увеличение экспорта машиностроительной продукции более чем в 6 раз (до 110 - 130 млрд долл. США) по сравнению с 2007 г.;

- увеличение экспорта транспортных услуг более чем в 4 раза (до 45 млрд долл. США) к 2020 г. по сравнению с 2006 г.; увеличение доли России на рынках высокотехнологичных товаров и услуг до уровня не ниже 5-10% по 5-7 крупным позициям.

По мнению С. Чернышева, чрезвычайно важно вырабатывать количес твенные критерии, базируясь в первую очередь на экономическом анализе. Предполагается, что по каждому из вышеперечисленных критериев Россия к 2020 г. займет до 10% мирового рынка, достижение которых возможно при непосредственном влиянии государства на развитие внешнеэкономических связей через внешнеэкономическую политику [8].

Реализация указанных приоритетных направлений и достижение индикаторов Концепции предполагает решение следующих основополагающих задач, связанных с развитием институтов внешнеэкономической деятельности:

а) приведение институтов формирования и реализации государственной внешнеэкономической политики РФ в соответствие с потребностями рос -сийских участников ВЭД с учетом мировой практики;

б) применение инструментов таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в целях рационализации импорта и привлечения новых технологий;

в) создание институтов участия предпринимательского сообщества в формировании внешнеэкономической политики.

По мнению российских экономистов, поставленные стратегические цели и задачи в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020г.» достаточно амбициозны, и их решение потребует от государства значительных усилий.

Многие вопросы внешнеэкономической стратегии, представленной учеными Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), нашли свое воплощение в Концепции-2020, что отражает подходы и позицию Минэкономразвития РФ по рассматриваемой проблеме.

Необходимо отметить, что в 2009-2010 гг. реализация основных приоритетных направлений ВЭС-2020 в условиях мирового финансово-экономичес-кого кризиса была затруднена. Это касается как количественных индикаторов, так и мер институционального характера. Совершенствование системы государственного содействия ВЭД, формирование новых институтов в этой сфере осуществлялось недостаточно активно и последовательно.

По данным ВТО удельный вес России в мировом экспорте товаров составляет 2,5%, в импорте - 1,3%, в экспорте и импорте продовольствия и сельскохозяйственного сырья, соответственно, 1,8 и 2,3%; черных металлов - 5,6 и 1,5%; химической продукции -1,2 и 1,4%; телекоммуникационного оборудования -

0,08 и 1,7%; транспортных средств - 0,3 и 2%; текс-тиля - 0,2 и 1,6% [9].

Анализ приведенных показателей свидетельствует о незначительной доле участия отраслей российского хозяйства в международном обмене. Государственная поддержка экспорта, содействие и стимулирование экспорта, включая производство товаров для экспорта, составляет важное направление внутренней и внешней политики всех государств мира, в экономике которых доля экспорта в ВВП составляет 28% [10].

Причинами сложившейся ситуации являются последствия мирового кризиса, приведшие к снижению

показателей ВЭД и отвлечению ресурсов государства, невысокая эффективность работы органов государственного управления по совершенствованию сферы ВЭД России, низкие темпы модернизации национальной экономики, отсутствие ожидаемых институциональных реформ [11].

В этой связи необходимо заново осмыслить значимость внешнеэкономической стратегии России в социально-экономическом развитии РФ. Необходимо создать действенные механизмы поддержки экспорта и привлечения иностранных инвестиций, для формирования которых должны быть выделены финансовые, организационные и кадровые ресурсы.

Государственная внешнеэкономическая стратегия преследует неизменную цель, касающуюся укрепления позиций государства в изменяющемся мировом хо -зяйстве, ГОСКОЛЫ^ НОВЬЕ вызовы для России в условиях глобализации содержат как потенциальные преимущества, так и риски, требующие целенаправленных действий по их выявлению, нейтрализации [12].

По мнению академика ПМинакира, главное при формировании внешнеэкономической стратегии -цель, ради которой она разрабатывается, а значит, должна определяться системой мер и инструментов по ее достижению. Если цель формулируется пространно и неконкретно, то возникают сложности в ее реализации. Конкретизация цели делает ее инструментальной, позволяет содержательно интерпретировать вплоть до мотивов, институтов и инструментов, направленных на достижение конкретных результатов с точки зрения определенных групп населения, предприятий, товаров, географических векторов и т.д. «Стратегия - сложная, многогранная, многокомпонентная вещь, формирующаяся из различных блоков, имеющих множество частных результатов. Нахождение равновесных эффектов, согласование интересов и мотиваций представляется колоссальной проблемой. Поэтому важно представление всей соответствующей работы в виде некой системы моделей, описывающих функционирование отдельных блоков». Вследствие этого необходимо предусмотреть инструментарий, позволяющий проигрывать функционирование этих блоков в различных режимах. Особенно важно провести количественную оценку неявных эффектов - невидимые отклики экономики на предлагаемые институциональные инновации [8].

Согласно концепции внешнеэкономической стратегии, представленной учеными Всероссийского научно-исследовательского конъюнктурного института (ВНИКИ), «цель внешнеэкономической стратегии заключается в эффективном встраивании рос -сийской экономики в мировое хозяйство и процессы глобализации, в обеспечении максимального использования возникающих в связи с этим преимуществ и минимизации неизбежных при этом рисков» [6].

В соответствии с поставленной целью конкретизируются задачи, то есть «качественные описания требований к результатам функционирования системы» [13], обязательные к рассмотрению в рамках данной внешнеэкономической стратегии (рис.1).

В рассматриваемой концепции выделяют шесть взаимосвязанных субстратегий (рис .2), имеющих выраженнуюспецифику исущественные особенности.

Цель'Внешнеэкономической^стратегии'России;^

создашеусловий'длЯ'махс ималъного-ис пользования-бнешнеэ ко коми ческих-факторов -биютресаху спешно ¿о ■ со циальпо-экономического разе ития-страны Ц

Рис. 1. Цель и задачи внешнеэкономической стратегии России * Составлено автором с использованием [6,8].

С-

с

л

_о-

О

С-

о

з:

г'

С.

С

9

р

5

у

и

о

с.

4)

г

о

о

к

о

о

О-

о

Ъ

я

С.

5

О

О

О

=

О

о

1й£

п

о

о.

о

ь

о

се

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

а 5

• “ —

■“ , и

л о

— о. V

— =с г Оч >3 £

о о 3 о. 5

* -< « у 3 _ о 2 О

о 3 “

3 с_ к О ъг

о. и п

Ь 2 ¿2 о у с> в и

£2 " КО 3 >г

¡шш к с_ 3 о *- =2

и -е- н о и о с. о о ав С-

= — г- (-•

■ ____ ЬЙ

р 5 1

С- =5 =

о 2

о

п

2

Рис. 2. Выделение субстратегий внешнеэкономической концепции России * Составлено автором с использованием [6,8].

По мнению авторов внешнеэкономической стратегии [6,8], при всей равнозначности представленных субстратегий в вопросах реализации внешнеэкономической стратегии необходимо исходить из приоритета диверсификации экспорта как на уровне сферы внешнеэкономических связей в целом, так и применительно к ее отдельным составляющим - экспорту, импорту, инвестиционному, производственному и технологическому сотрудничеству.

Диверсификация экспорта способствует более равномерному распределению доходов в экономике, выравниванию рентабельности различных производств и повышению интенсивности межотраслевого перелива капитала, обеспечивает устойчивость и предсказуемость результатов внешнеэкономической деятельности, выход на перспективные рынки и новых партнеров. Основными направлениями диверсификации российского экспорта являются инновационное и инерционное.

Инновационная диверсификация экспорта предполагает развитие и усиление национальных конкурентных преимуществ на основе:

- осуществления проектов инновационного развития и структурной диверсификации национальной экономики;

- становления новых конкурентоспособных производств, специализирующихся на выпуске высокотехнологичной продукции;

- увеличения инвестиций в обрабатывающую промышленность, сферу услуг;

- создания стратегических межфирменных альянсов с участием иностранных компаний. Инерционная диверсификация экспорта предполагает мобилизацию, консолидацию и комбинирование имеющихся конкурентных преимуществ, т.е. вовлечение в экспорт товаров и услуг, принципиально не меняющих, а корректирующих сложившуюся специализацию за счет расширения экспортной номенклатуры выпускаемой продукции, изменения производственных программ в пользу наиболее востребованных на мировом рынке товаров. Диверсификация экспорта на основе увеличения поставок комплектующих в рамках субподрядных отношений с зарубежными фирмами, восстановление и развитие производственной и научно-технической кооперации на пространстве СНГ, превращение России в региональный финансово-экономический центр.

Успешное решение задач инерционной диверсификации экспорта предполагает наличие эффективно функционирующей системы государственной поддержки экспортной деятельности - финансовой, налоговой, таможенно-тарифной, организационной, маркетинговой, информационно-консультационной и др.

Важнейшее направление инерционной диверсификации экспорта - вовлечение в экспортную деятельность регионов Российской Федерации.

Региональному аспекту, по мнению И. Иванова, во внешнеэкономической стратегии следовало бы уделять повышенное внимание, поскольку в условиях глобализации вхождение в систему мировой торговли существенно усиливает внутренние различия между регионами страны, теми, которые реально

участвуют во внешнеэкономических связях, и теми, которые в них не участвуют, а потому все более отстают в развитии [8].

С.Чернышев отмечает, что внешнеэкономическая стратегия должна базироваться на изучении характера развития основных отраслей субъектов РФ, а также государственной политики, стимулирующей их развитие. В долгосрочной внешнеэкономической стратегии необходим развернутый региональный блок, поскольку существование региональных дис-пропорций в российской экономике требует применения различных инструментов, позволяющих их нивелировать [8].

Как подчеркивает академик ПМинакир, Россия имеет значительную пространственную дифференциацию, и вопрос о пространственном распределении текущих и прогнозируемых эффектов от внешнеэкономической деятельности субъектов РФ очень важен, так как произошли значительные изменения, а в перспективе они будут более существенными, поэтому необходимо представлять основные направления региональной внешнеэкономической стратегии [8].

Основная цель внешнеэкономической деятельное -ти страны и регионов заключается в наращивании экономического потенциала, поскольку количественные и стоимостные параметры национального экс -порта обусловлены экономическим потенциалом субъектов РФ. В каждом из российских регионов внешнеэкономические связи хозяйствующих субъектов имеют свои особенности, определяющиеся спецификой ресурсной базы, инфраструктуры, уровнем социально-экономического развития, состоянием предприятий, уровнем развития предпринимательства и поддержки его региональными властями. Значимым в современных условиях остается вопрос о компетенции регионов во внешнеэкономической деятельности, направленности, степени самостоятельности регионов в ее осуществлении [14].

В экономической литературе различают следующие направления исследования и прогнозирования социально-экономического развития региона: человеческий потенциал, экономика, экология, финансы и управление. При этом все виды деятельности общества относятся к тому или иному представленному направлению. Так, внешнеэкономическая деятельность относится к направлению «экономика» [15]. Повышение роли регионов в международной торговле рассматривается в качестве основной стратегичес -кой цели программ социально-экономического развития регионов России, поскольку полноценное социально-экономическое развитие региона не представляется возможным без надлежащего уровня внешнеторговой активности и включенности регионов России в международную торговлю.

Социальное развитие регионов России направлено на создание условий для всестороннего развития человека (уровень доходов на душу населения, продолжительность жизни населения и надлежащий образовательный уровень), что достигается повышением роли субъектов РФ в общенациональной и мировой торговле, поскольку объем федеральных и региональных ассигнований в социальную сферу не

позволяет вплотную подойти к решению социальноэкономических проблем [16].

Вопросы эффективного вхождения регионов в мировое хозяйство в первую очередь зависят от оценки и оптимизации регионального экспортного потенциала, что позволяет обосновать интеграционные возможности территориальных образований в рамках разрабатываемой внешнеэкономической стратегии.

Однако в решении задач внешнеэкономической стратегии, как подчеркивают АСпартак, А. Пахомов, ведущая роль отводится государству через устранение ресурсных, институциональных, инфраструктурных и иных ограничений и барьеров для развития ВЭД; совершенствование институтов, механизмов и инструментов регулирования и координации ВЭД.

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что основное направление внешнеэкономической политики страны в долгосрочной перспективе определяется ее внешнеэкономической стратегией, развитие которой на современном этапе предпочтительнее осуществлять в направлении инерционной диверсификации экспорта, реализация которого предполагает вовлечение во внешнеэкономическую деятельность субъектов РФ и локальных территориальных образований, что способствует повышению интенсивности и росту масштабов ВЭД. Эффективная интеграция регионов России в систему мирохозяйственных связей должна обеспечиваться мерами государственного регулирования внешнеэкономической сферы и включать различные методы поддержки российских экспортеров, что позволит активизировать их деятельность и повысить значимость регионов и их территориальных образований в процессе интеграции в мировую экономику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Выступление Председателя Правительства РФ

В. В. Путина на заседании правительства [Электронный ресурс]. ШЬ: http://www.gazeta.ru/news/ Ъи5те55/2008/10/27/

2. Бурмистров В. Внешнеэкономическая политика России: современное состояние и основные направления оптимизации // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. №7. С.58-67.

3. Румянцева Е. Новая экономическая энциклопедия. М.: ИНФРА, 2005. Т.УГ. С.724.

4. Полтерович В. Стратегии модернизации, институты и коалиции // Вопросы экономики. 2008. №4. С.13.

5. Сенчагов В. Стратегия развития России: ориентиры и ограничения // Вопросы экономики. 2009. №8. С. 119-130.

6. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации: тезисы доклада А.Спартака // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №5. С.3-18.

7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 №1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (и «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru.

8. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2008. №7. С.24-39.

9. Оболенский В. Оценка конкурентоспособности российской экономики // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №4. С.3 - 10.

10. Дюмулен И. Внешнеэкономические связи России. Достижения и проблемы // Российский внешнеэкономический вестник. 2008. №7. С.21 - 26.

11. Пахомов А. Стратегия развития внешнеэкономического комплекса РФ // Проблемы теории и практики управления. 2010. №12. С.18 - 29.

12. Ломакин В. Внешнеэкономическая политика Британии: монография М.: ЮНИГИ-ДАНА, 2004.

С.287.

13.Могилевский В. Методология систем: вербальный подход. М.: ОАО «Издательство Экономика», 1999. 251с.

14.Архипов А. Внешнеэкономическая деятельность российских регионов в условиях глобализации // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2003. Т.1. №3. С.82-88.

15. Самаруха А. Межтерриториальное и международное сотрудничество регионов СФО // Известия Иркутской государственной экономической академии (БГУЭП). 2010. № 2 (70). С. 50-56.

16. Киселева Н. Социально-экономический эффект от включенности субъектов ЮФО в международную торговлю // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2005. № 3. Т.3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.