Научная статья на тему 'ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЕ'

ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельная учебная работа / эргономика / самопознание / эффективность / оптимальность / рациональность / independent work / ergonomics / self-knowledge / efficiency / optimality / rationality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дзятковская Е. Н.

Самостоятельные работы, подобно контрольным и проверочным заданиям, характеризуются эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой на учащихся и нередко имеют высокую физиологическую цену. В статье поставлена цель: определить педагогические условия самостоятельной работы школьника, которые обеспечивали бы ее эргономичность (эффективность, оптимальность и рациональность) и с охранение здоровья учащегося. Методологическими основаниями исследования выступили междисциплинарный (педагогический, психологический, эргономический), системно-деятельностный и комплексный подходы. Обосновывается, что соблюдение только гигиенических нормативов учебного процесса еще не является гарантией его безопасности для здоровья учащихся. Важным условием реализации эргономического подхода выступает освоение обучающимся роли субъекта самопознания и самосовершенствования на основе предусмотренных Федеральными основными образовательными программами универсальных учебных действий и междисциплинарных (межпредметных) понятий: «эффективность», «рациональность режима занятий», «оптимальность выбранного варианта» решения и д.р., которые относятся к эргономике труда. Между тем известно, что нет успешной учебы вообще, у конкретного человека она всегда особенная и неповторимая, однако существуют и действуют единые для всех людей законы эргономики, условия применения которых зависят от особенностей той или иной деятельности человека. Описаны особенности самостоятельной работы обучающихся: наличие у нее не только предметного, но и личностного содержания; направленность на достижение как предметной, так и личностной цели — учебной самостоятельности, самопознания и саморазвития, а также ее творческий характер, позволяющий экспериментировать со способами и приемами деятельности с учетом человеческого фактора. Это позволяет рассматривать самостоятельную работу как учебный проект самого учащегося по самообразованию и самоизменению, в котором самостоятельная работа выступает не только объектом применения эргономического подхода, но и средством его освоения обучающимися в ц елях повышения успешности образования, личностного развития и здоровья. Однако возможности такого подхода еще не полностью оценены в педагогике. В статье сформулированы необходимые условия для придания самостоятельной работе учащихся эргономической направленности, которая реализуется в совместной деятельности учителя и учащегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ERGONOMIC APPROACH TO INDEPENDENT EDUCATIONAL WORK

Independent work, like control and test tasks, is characterized by high emotional and intellectual load on students and often has a high physiological “price”. Our task is to determine the pedagogical conditions of schoolchildren’s independent work, which would ensure its ergonomics (efficiency, optimality and rationality) and preservation of their health. Interdisciplinary (pedagogical, psychological, ergonomic), system-activity and complex approaches were the methodological bases of the research. It was proved that observance of only hygienic norms of the educational process is not a guarantee of its safety for students’ health. The most important means of implementation of the ergonomic approach is the realization of the learner’s role of the self-knowledge and self-improvement subject on the basis of universal learning actions and interdisciplinary (interdisciplinary) concepts stipulated by the Federal basic educational programs: “efficiency”, “rationality of the mode of study”, “optimality” of the chosen variant of educational actions, etc., which relate to ergonomics of labor. It is known that although there is no successful learning in general, for a particular person it is always special and unique, there are and act common for all people laws of ergonomics, the conditions of application of which depend on the peculiarities of a particular human activity. The peculiarities of independent work of students are described — it has not only subject, but also personal content; it is aimed at achieving both subject and personal goals — educational independence, self-discovery and self-development: as well as its creative nature, which allows experimenting with ways and methods of activity taking into account the “human factor”. This allows us to consider independent work as a learning project of the student himself on self-education and self-change, in which independent work acts not only as an object of application of the ergonomic approach, but also as a means of its mastering by students in order to increase the success of education, personal development and health. However, the possibilities of this approach have not yet been fully evaluated in pedagogy. The necessary conditions for giving independent work of students an ergonomic orientation, which is realized in the joint activity of teacher and student, are formulated.

Текст научной работы на тему «ЭРГОНОМИЧЕСКИЙ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЕ»

ДИДАКТИКА И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 125-139. Domestic and foreign pedagogy. 2024. Vol. 1, no. 2 (98). P. 125-139.

Научная статья УДК 37.041 + 37.012.7

doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-125-139

ЭРГОНОМИЧЕСКИМ ПОДХОД К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ РАБОТЕ

Елена Николаевна Дзятковская

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», Москва, Россия, dziatkov@mail.ru

Е. Н. Дзятковская

Аннотация. Самостоятельные работы, подобно контрольным и проверочным заданиям, характеризуются эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой на учащихся и нередко имеют высокую физиологическую цену. В статье поставлена цель: определить педагогические условия самостоятельной работы школьника, которые обеспечивали бы ее эргономичность (эффективность, оптимальность и рациональность) и сохранение здоровья учащегося. Методологическими основаниями исследования выступили междисциплинарный (педагогический, психологический, эргономический), системно-деятельностный и комплексный подходы. Обосновывается, что соблюдение только гигиенических нормативов учебного процесса еще не является гарантией его безопасности для здоровья учащихся. Важным условием реализации эргономического подхода выступает освоение обучающимся роли субъекта самопознания и самосовершенствования на основе предусмотренных Федеральными основными образовательными программами универсальных учебных действий и междисциплинарных (межпредметных) понятий: «эффективность», «рациональность режима занятий», «оптимальность выбранного

© Дзятковская Е. Н., 2024

варианта» решения и др., которые относятся к эргономике труда. Между тем известно, что нет успешной учебы вообще, у конкретного человека она всегда особенная и неповторимая, однако существуют и действуют единые для всех людей законы эргономики, условия применения которых зависят от особенностей той или иной деятельности человека. Описаны особенности самостоятельной работы обучающихся: наличие у нее не только предметного, но и личностного содержания; направленность на достижение как предметной, так и личностной цели — учебной самостоятельности, самопознания и саморазвития, а также ее творческий характер, позволяющий экспериментировать со способами и приемами деятельности с учетом человеческого фактора. Это позволяет рассматривать самостоятельную работу как учебный проект самого учащегося по самообразованию и самоизменению, в котором самостоятельная работа выступает не только объектом применения эргономического подхода, но и средством его освоения обучающимися в целях повышения успешности образования, личностного развития и здоровья. Однако возможности такого подхода еще не полностью оценены в педагогике. В статье сформулированы необходимые условия для придания самостоятельной работе учащихся эргономической направленности, которая реализуется в совместной деятельности учителя и учащегося.

Ключевые слова: самостоятельная учебная работа, эргономика, самопознание, эффективность, оптимальность, рациональность

Финансирование: статья подготовлена в рамках государственного задания «Научно-педагогическое обеспечение самостоятельной учебной деятельности учащихся в современных условиях» в рамках государственного задания № 073-00008-23-09 от 05.09.2023 на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов.

Для цитирования: Дзятковская Е. Н. Эргономический подход к самостоятельной учебной работе // Отечественная и зарубежная педагогика. 2024. Т. 1, № 2 (98). С. 125-139. ао1: 10.24412/2224-0772-2024-98-125-139

Original article

ERGONOMIC APPROACH TO INDEPENDENT EDUCATIONAL WORK

Elena N. Dzyatkovskaya

Institute for Strategy of Education Development, Moscow, Russia, dziatkov@mail.ru

Abstract. Independent work, like control and test tasks, is characterized by high emotional and intellectual load on students and often has a high physiological "price". Our task is to determine the pedagogical conditions of school-children's independent work, which would ensure its ergonomics (efficiency,

optimality and rationality) and preservation of their health. Interdisciplinary (pedagogical, psychological, ergonomic), system-activity and complex approaches were the methodological bases of the research. It was proved that observance of only hygienic norms of the educational process is not a guarantee of its safety for students' health. The most important means of implementation of the ergonomic approach is the realization of the learner's role of the self-knowledge and self-improvement subject on the basis of universal learning actions and interdisciplinary (interdisciplinary) concepts stipulated by the Federal basic educational programs: "efficiency", "rationality of the mode of study", "optimality" of the chosen variant of educational actions, etc., which relate to ergonomics of labor. It is known that although there is no successful learning in general, for a particular person it is always special and unique, there are and act common for all people laws of ergonomics, the conditions of application of which depend on the peculiarities of a particular human activity. The peculiarities of independent work of students are described — it has not only subject, but also personal content; it is aimed at achieving both subject and personal goals — educational independence, self-discovery and self-development: as well as its creative nature, which allows experimenting with ways and methods of activity taking into account the "human factor". This allows us to consider independent work as a learning project of the student himself on self-education and self-change, in which independent work acts not only as an object of application of the ergonomic approach, but also as a means of its mastering by students in order to increase the success of education, personal development and health. However, the possibilities of this approach have not yet been fully evaluated in pedagogy. The necessary conditions for giving independent work of students an ergonomic orientation, which is realized in the joint activity of teacher and student, are formulated.

Keywords: independent work, ergonomics, self-knowledge, efficiency, optimality, rationality

Funding: the article was prepared within the framework of the state assignment "Scientific and pedagogical support for independent educational activities of students in modern conditions" within the framework of state assignment No. 073-00008-23-09 dated 09/05/2023 for 2023 and for the planning period of 2024 and 2025.

For citation: Dzyatkovskaya E. N. Ergonomic approach to independent educational work. Domestic and Foreign Pedagogy. 2024;1(2): 125-139. (In Russ.). doi: 10.24412/2224-0772-2024-98-125-139

Введение

Пристальное внимание педагогического сообщества к организации самостоятельной работы обучающихся обусловлено востребованностью в современном обществе знаний людей, которые умеют само-

стоятельно учиться в течение всей жизни. Тем не менее, как считает И. А. Зимняя, в педагогике самостоятельная работа учащегося остается наименее изученным видом учебной деятельности [5]. Вероятно, играет роль тот факт, что самостоятельная работа является объектом внимания не только педагогики, но и психологии, нейронаук, эргономики, то есть ее изучение требует междисциплинарного и комплексного подхода.

Известно, что самостоятельные работы сопровождаются волнением, эмоциональным напряжением, умственной нагрузкой, не меньшей, чем контрольные и проверочные работы [7]. Ведь пускаясь в «свободное плавание» самостоятельной работы, школьник вынужден брать на себя ответственность за ее результаты, самостоятельно регулировать не только порядок выполнения работы, но и выбирать необходимые учебные средства, создавать необходимые условия для достижения желаемого результата, в том числе функциональные.

В педагогике о влиянии умственной деятельности на здоровье ребенка чаще говорят в негативном плане, в связи с перегрузкой учащихся, развитием у них утомления, переутомления, психосоматических и невротических расстройств, нарушением физического развития организма [3]. Но и педагоги, и учащиеся мало учитывают роль процесса и качества умственной работы в формировании здорового, нормально развивающегося организма. А она велика. Исследованиями Б. Г. Ананьева, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна, Д. А. Фарбер, Т. П. Хризман и многих других доказано, что именно ведущая деятельность непосредственно ведет за собой созревание центральных регу-ляторных систем организма (нервной, эндокринной, иммунной), которые на многие годы вперед определяют здоровье человека.

Особенно высокими развивающими и оздоравливающими возможностями могут обладать самостоятельные работы при условии не стихийной, спонтанной их организации, а в статусе проектной работы, основанной на применении эргономического подхода.

Цель исследования — определить педагогические условия образовательной среды (ее пространственно-семантического, содержательно-методического и коммуникационно-организационного компонентов), необходимые для реализации эргономического подхода к самостоятельной работе учащихся в целях обеспечения ее эргономи-

ческой эффективности, оптимальности и рациональности.

Методология и методы исследования. Методологическими основаниями исследования выступили междисциплинарный (педагогический, психологический, эргономический), системно-деятельностный и комплексный подходы.

Ключевые понятия эргономики. Эффективность учебной работы — это ее продуктивность, качество, точное, надежное достижение необходимых результатов, обеспеченное работоспособностью учащегося. Работоспособность — это способность человека выполнять конкретную деятельность в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Работоспособность обучающегося зависит от такого физиологического показателя, как утомление. Утомление — физиологическое состояние организма, возникающее в результате деятельности и проявляющееся временным снижением работоспособности, которое носит защитно-компенсаторный характер. Физиологическая цена учебной работы — те изменения, которые происходят в функциональном состоянии организма в результате целенаправленной деятельности в течение определенного времени. Физиологическая цена учебной работы определяет оптимальность учебной работы — соотношение ее результатов и затраченных учащимся ресурсов. Для ее измерения существуют объективные показатели деятельности сердечно-сосудистой и вегетативной нервной систем. В обеспечении оптимальности учебной работы большую роль играет соблюдение ее объема и темпа, благоприятного эмоционального фона обучения, санитарно-гигиенических и психофизиологических показателей учебного труда, научная организация труда. Рациональность учебной работы — достижение качественного результата за определенное время путем выбора наиболее подходящих приемов учебной работы (получения, запоминания, обработки информации, ее понимания, планирования учебных действий и т.д.), исходя из индивидуальных особенностей обучающегося (психофизиологических возможностей, состояния здоровья, этнокультурной принадлежности), а также специфики экологических, геоклиматических, социокультурных условий окружающей среды [11].

Результаты исследования. В чем особенности самостоятельной работы? Ответу на этот вопрос посвящено много работ отечественных и зарубежных ученых [6; 9; 17-19; 21]. На основе их анализа можно сде-

лать вывод о том, что существенным признаком самостоятельной работы является осознание смысла и цели работы [10]. Самостоятельная работа является конкретным проявлением самостоятельности ума [23]. Определяя собственные цели, школьник не просто приобретает навыки целеполагания: он берет на себя ответственность за их достижение. Повышается его мотивация в достижении результата. Тем самым в выполненной самостоятельной работе появляется личностное содержание. Это идеи, версии, гипотезы, интерпретации, формулировки правил, алгоритмы деятельности и т.п., предлагаемые учащимся в роли автодидакта. Проявляется и оценочная самостоятельность учащегося: осознание не только своей деятельности, ее способов, но и себя в процессе выполнения самостоятельной работы, своих личностных результатов, затруднений и проблем. Формирование самостоятельности и самоконтроля — главный личностный результат включения самостоятельной работы в систематический образовательный процесс [20].

Самостоятельная работа является, таким образом, и средством обучения и развития, и средством учения и саморазвития. Поэтому самостоятельную работу называют высшей формой учебной деятельности и самообразования, основой всякого образования вообще (при вспомогательном характере всех остальных форм учебной работы) [12]. При этом исследователи подчеркивают, что ценность самостоятельной работы не столько в закрепленных или полученных предметных знаниях, сколько в развитии личности: ее сознательности, ответственности, самостоятельности. Считается, что именно в самостоятельной работе более всего формируются такие важнейшие качества субъекта образования, как мотивация к саморазвитию [15]. То есть в самостоятельной работе учащегося присутствуют две цели: одна — внешняя, дидактическая, связанная с ее предметным содержанием, другая — внутренняя, рефлексивная, связанная с самосовершенствованием.

Предметная цель самостоятельной работы предполагает формирование умения самообразования. Это выбор условий и способов их преобразования, отбор для этого соответствующих средств, выбор способа, приема решения поставленной задачи, определение последовательности действий, их корректировка, чтобы результат соответствовал требованиям, правильное оценивание результата принятых решений.

Личностная цель самостоятельной работы учащимся осуществляется в ситуации диалога с самим собой, определяется личными потребностями в саморазвитии и самосовершенствовании, внутренней мотивацией на формирование самостоятельности, организованности, самодисциплины, волевых качеств, личной ответственности, адекватности самооценки.

Сочетание предметной и личностной целей самостоятельной работы способствует формированию у учащегося учебной мотивации как внешней (долг, успешность), так и внутренней (интерес, любознательность, воля, усидчивость, терпение, чувство ответственности и уверенности), которая сопряжена с формированием самостоятельности учащегося.

Самостоятельность — обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. Она формируется в результате преодоления учащимся тех или иных проблем в ситуациях выбора, в ситуациях конфликтов мотивов, требований, условий и т.п. Самостоятельность проявляется в личностном целеполагании субъекта образования, самопознании и самоконтроле учащегося [4].

Таким образом, самостоятельную работу можно рассматривать как проект, направленный на самообразование и самопознание. Он открывает путь, с одной стороны, к освоению «культурных кодов» учебной деятельности, а с другой — к личностной адаптации таких «культурных кодов», обретению значимых для себя жизненных ориентиров на будущее, ценностей, потребностей, мотивов и способов организации жизнедеятельности.

При этом ключевое значение имеет не технологический и результативный компонент проекта (его эффективность, затраты времени, использованных ресурсов и т.д.), а аксиологический — изменение ценностей и мировосприятия человека, его представлений о своем интеллектуально-личностном и духовном развитии, вариантах своего будущего [1; 15].

Таким образом, в педагогике отличие самостоятельной работы от других форм обучения видится в том, что она предполагает осознание учащимся цели своей деятельности, принятие поставленной извне или возникшей в результате собственной деятельности учебной задачи,

придание ей личностного смысла, самостоятельную организацию своей деятельности на основе внутренней мотивации, свободного выбора способов и приемов для решения учебной задачи; самостоятельный контроль за ходом и результатами работы [5]. Разные виды самостоятельной работы (воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические и творческие) характеризуются разным потенциалом сочетания воспитания и самовоспитания, обучения и самообучения. В наибольшей степени именно творческие самостоятельные работы позволяют повышать познавательный интерес, мотивацию и самостоятельность учащихся — их самоорганизацию, самообразование и самоконтроль [16].

Однако есть еще один важный аспект внутренней цели самостоятельной работы, направленный на самопознание и определяющий особенность самостоятельной работы. Он связан с ее эргономическим потенциалом. Если при организации учебной работы учитель сам берет на себя ответственность за ее соответствие безопасности для здоровья, то в самостоятельной работе такая ответственность в значительной степени делегируется учащемуся.

Следовательно, помимо предметной и личностной цели, появляется еще одна — эргономическая. Так появляется еще один пласт самостоятельной работы: связь достижения двух ее целей с условиями образовательной среды (ее пространственно-семантическим, содержательно-методическим и коммуникационно-организационным компонентами), от которых зависит эффективность, оптимальность и рациональность учебной работы [2].

Самостоятельный характер учения дает возможность ученикам экспериментировать с условиями образовательной среды: проявлять поисковую активность, забегать вперед, возвращаться назад, останавливаться для обдумывания и так далее, изменять план работы, придумывать обходные, более понятные пути решения задачи, ведя диалог с самим собой. Поэтому логично поставить вопрос: чему нужно научить учащегося, чтобы его самостоятельная работа была результативной и не достигалась высокой физиологической ценой? По-видимому, решение триединой задачи самостоятельной работы — достижение качества учебной работы, личностного развития личности и сохранение здоровья — требует освоения школьниками основ эргономики учебного труда и продолжения этой работы в студенческие годы [22].

В целом такие знания и умения предусмотрены ФООП ООО и СОО, в том числе:

- универсальные учебные действия (познавательные — базовые логические действия, базовые исследовательские действия, умение работать с информацией; регулятивные — умение самоорганизации и самоконтроля, включая самостоятельное планирование и управление своей познавательной деятельностью во времени; использование ресурсных возможностей для достижения целей; осуществление выбора конструктивных стратегий; коммуникативные — социальные навыки общения, умение совместной деятельности);

- междисциплинарные (межпредметные) понятия: эффективность, рациональность режима занятий, оптимальность варианта с учетом выбранных критериев и др., которые относятся к эргономике труда;

- соответствующие содержанию самостоятельной работы предметные знания и способы действий, необходимые для раскрытия предметного содержания самостоятельной работы, грамотного и обоснованного использования их в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой.

Такие знания и умения, которые имеют типовой, обезличенный характер, важно дополнять пониманием необходимости индивидуально вариативных процедурных знаний: как наиболее рационально читать учебный текст; выучить стихотворение; освоить правило, чтобы не просто его называть, а уметь применять; подготовиться к контрольной работе и т.д. Такие знания могут осваиваться только в процессе самостоятельной работы, способствуя снижению физиологической цены обучения и рационализации учебного труда [13].

Результаты применения этих знаний и умений в процессе выполнения самостоятельных работ зависят от специально проектируемых их педагогических условий. Исследования, проводившиеся нашим институтом совместно с Научным центром медицинской экологии ВСНЦ СО РАМН (2010-2016 годы), показали, что, хотя условия самостоятельных работ в школе и дома отличаются, следует иметь в виду пять обязательных эргономических условий, как сделать такие работы эффективными, оптимальными и рациональными [7].

Во-первых, учебная мотивация, мотивация самопознания и самосовершенствования. От учителя требуется умение разрабатывать ув-

лекательные задания, которые захватывают учащихся, развивают их любознательность, открывают новые горизонты познания и понимания мира, а также вызывают у учащихся личную заинтересованность процессом самостоятельной работы, ее возможностями для достижения личностных результатов. Доказано, что положительная мотивация включает постпроизвольное внимание ребенка, которое снимает умственное утомление, в разы повышает производительность учебной работы и приносит удовлетворение. Нередко ребенок и сам находит такую мотивацию, нужно его только на это нацелить. Например, в нашей практике ученик 2-го класса, быстро утомляющийся, с двигательными проблемами кистей рук, придумал себе мотив: «каждое написанное слово — это побежденный мной ниндзя» — и очень гордился своими успехами.

Во-вторых, это умение саморегуляции условий выполнения самостоятельной работы. Это удобный режим работы, свободная двигательная активность, чередование работы и отдыха (если работа продолжительная), регуляция параметров окружающей среды — звуки, свет, цвет, то есть создание комфортного для себя окружения. От учителя в ажна установка на свободу экспериментиров ания с условиями выпол -нения самостоятельной работы, его сопровождение самонаблюдения за своими ощущениями, фиксацией полученного опыта, готовностью поделиться им с другими учащимися класса. Для этого управление самостоятельной работой школьников должно быть не жестким, а гибким, носить характер саморегуляции. Именно такое управление стимулирует познавательный интерес и в большей мере удовлетворяет индивидуальные запросы школьников.

В-третьих, знание вариативных приемов, форм применения универсальных учебных действий и складывающейся из них деятельности, право экспериментировать с ними, делать индивидуальный выбор (вербального/визуального; аналитического/образного; правого/ левого; последовательного/симультанного; с возрастающей или убывающей интенсивностью; проверками результатов в процессе работы / по ее завершении, после отдыха и т.д.), развивая свои слабые стороны с опорой на сильные (на основе представлений о своих индивидуальных особенностях, которые можно формировать средствами самостоятельных работ).

В-четвертых, это умение продуктивной рефлексии хода и результатов самостоятельной работы (что мешало, что помогало, чего не хватало, трудности и как их преодолевать, какие намечены направления самопомощи). Результаты такой рефлексии важны для оказания направленной помощи учащимся в решении их проблем в учебе и общении, в том числе путем включения соответствующих заданий в самостоятельные работы. Они помогают учителю дать конструктивную оценку самостоятельной работы учащегося.

В-пятых, это осведомленность учащихся о резервах здоровья организма/личности любого человека, поддержание которых требует постоянной работы, их тренировки. Знание резервов здоровья человека, умение их сохранять и укреплять — основа здорового образа жизни каждого человека. Самостоятельные работы, в отличие от других форм учебной работы, предоставляют уникальную возможность тренировки и саморазвития компенсаторно-приспособительных возможностей организма и личности. Так, например, к резервам здоровья относятся: умение находить причины неудач в себе, а не в окружающих, во внешней среде; умение управлять своими эмоциями, желаниями, поведением; умение рефлексировать процесс и результаты учения, общения, поведения, делать вывод, ставить перед собой задачи самосовершенствования и т.д.

Заключение

Таким образом, задача учителя — не только обеспечить эффективность самостоятельной работы, но и ее посильный характер (оптимальность), самопознание учащимися своих индивидуальных возможностей, определение приоритетных направлений развития резервов здоровья своего организма и личности, от которых зависит успешность не только учебы и социализации сегодня и сейчас, но и будущее.

Учителю важно знать, что, независимо от индивидуальности, для каждого обучающегося благоприятен такой учебный процесс, который формирует у него разные приемы выполнения тех или иных способов действия, разные варианты реагирования, препятствуя развитию застревания на том или ином выборе. Учебный процесс, который обеспечивает учащемуся свободу выбора способа, темпа, характера и средств работы с информацией, всегда рационален. Он оптимизирует всю систему регуляций организма и личности обучающегося, расширяет возможности его самореализации и здоровья. Любые жесткие

условия обучения, векторно развивающие одни стороны личности при невнимании к другим, для растущего организма неоптимальны. Примеры таких жестких условий — ранняя профилизация, авторитарный стиль учителя, акцент на развитии логического мышления и т.д. Последствия такого учебного процесса носят не только личностный характер, они приводят к перекосу в системе регуляции всего детского организма. С возрастом такой перекос становится все больше, а свобода выбора в ней — все меньше. Адаптивные возможности системы снижаются. Риск болезней регуляции (психосоматических расстройств, неврозов) возрастает. Компенсаторно-адаптивные возможности организма сокращаются, повышается риск декомпенсации врожденных патологий, снижения сопротивляемости организма к вирусно-бакте-риальной инфекции [7; 8; 14].

Не только для достижения учебных результатов, но и для профилактики нарушений здоровья и развития ребенка в самостоятельные задания полезно включать такие учебные задачи, которые обучают учащихся умениям самомотивации на учебную работу, видения в ней новизны, личной пользы; самопознания; усвоению и применению эргономических знаний и умений; саморегуляции условий, процесса и результатов учебной работы, включая опробование разных условий для обеспечения качества работы; применение разных способов самоконтроля; свободный переход от одного способа выполнения работы к другому и т.д.

Самостоятельная работа учащихся сегодня становится «линзой» освоения не только предметных знаний и умений, личностного развития, но и способности эргономично организовывать и регулировать свою учебную работу. Конструирование самостоятельных работ учащихся с включением в них знаний и умений эргономики учебной работы, способов самопознания и регуляции своей работоспособности способствует повышению качества образования, развитию личности и сохранению здоровья учащихся.

Список источников

1. Асакаева Д. С., Маврина И. А. Проектная культура субъектов образования как необходимая составляющая педагогического проектирования // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 9 (41) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-kultura-

subektov-obrazovaniya-kak-neobhodimaya-sostavlyayuschaya-pedagogicheskogo-proektirovaniya (дата обращения: 11.11.2023).

2. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.

3. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 296 с.

4. Баклушина И. В., Башкова М. Н. Организация и контроль самостоятельной работы студентов // Вестник СибГИУ 2014. № 4 (10) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/organizatsiya-i-kontrol-samostoyatelnoy-raboty-studentov-3 (дата обращения: 09.11.2023).

5. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. 480 с.

6. Исакова Т. Б. Сущность понятия «Самостоятельная работа» // Вестник ВУиТ. 2009. № 2 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-samostoyatelnaya-rabota (дата обращения: 09.11.2023).

7. Колесникова Л. И., Дзятковская Е. Н., Долгих В. В. и др. Адаптивно-развивающая стратегия сохранения здоровья школьников. М.: Литерра, 2013. 200 с.

8. Коменский Я. А. Великая дидактика / Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие. М.: Педагогика, 1989, 416 с.

9. Крупская Н. К. Памятка занимающемуся самообразованием (общие правила) / Педагогические сочинения в десяти томах; под ред. Н. К. Гончарова, И. А. Каирова, Н. А. Константинова. М.: Академия педагогических наук, 1934.

10. Кузьмина Н. В., Жаринова Е. Н. Методы исследования образовательных систем. СПб.: «Центр стратегических исследований». 2018. 162 с.

11. Окулова Л. П., Куликов Н. М. Эргономические требования педагогического проектирования образовательного процесса // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

12. Осмоловская И. М. И. Я. Лернер о процессе обучения: современное прочтение // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. № 3 (39) [Электронный ресурс]. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/i-ya-lerner-o-protsesse-obucheniya-sovremennoe-prochtenie (дата обращения: 10.11.2023).

13. Плигин А. А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий школьников. М.: Издательство Московского психолого-социального университета, 2021. 152 с.

14. Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников; под науч. ред. И. С. Якиманской. М., 2007. 156 с.

15. Селиверстова Е. Н. Современная дидактика: от школы знания — к школе созидания. Владимир: Изд-во ВлГУ, 2017. 207 с.

16. Соснина Е. Г. Использование метода моделирования при формировании самоконтроля младшего школьника // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 50-58.

17. Уман А. И., Федорова М. А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной учебной деятельности // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 111-117.

18. Ускова И. В. Дидактические основания домашней учебной работы в основной школе в условиях современной информационно-образовательной среды // Отечественная и зарубежная педагогика. 2019. Т. 1, № 2 (59). С. 35-49.

19. Banartseva A. V., Kaplina L. Y. The organization of students' independent study through the use of internet resources // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-organization-of-students-independent-study-through-the-use-of-internet-resources (дата обращения: 11.11.2023).

20. Curry C. Charter School Leadership: Elements for School Success // R&L Education. 2013. P. 29.

21. Kaplan S., Gould B. Independent study. Calabasas, CA: Educator to Educator. 2002. 56 p.

22. Mamatkulova N. Independent study skills as a key to success in higher education system // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. Vol. 8, no. 10. Part II. P. 96-100.

23. Ward L. Self-study: procedure, organization, tips for students // Build-innovation. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://en.build-innovation.com/selbststudium-132 (дата обращения: 10.11.2023).

References

1. Asakaeva D. S., Mavrina I. A. Proektnaja kul'tura sub#ektov obrazovanija kak neobhodimaja sostavl-jajushhaja pedagogicheskogo proektirovanija // Russian Journal of Education and Psychology. 2014. № 9 (41) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proektnaya-kultura-subektov-obrazovaniya-kak-neobhodimaya-sostavlyayuschaya-pedagogicheskogo-proektirovaniya (data ob-rashhenija: 11.11.2023). [In Rus].

2. Babanskij Ju. K. Racional'naja organizacija uchebnoj dejatel'nosti. M.: Znanie, 1981. 96 s. [In Rus].

3. Baevskij R. M. Prognozirovanie sostojanij na grani normy i patologii. M.: Medicina, 1979. 296 s. [In Rus].

4. Baklushina I. V., Bashkova M. N. Organizacija i kontrol' samostojatel'noj raboty studentov // Vestnik SibGIU. 2014. № 4 (10) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-kontrol-samostoyatelnoy-raboty-studentov-3 (data obrashhenija: 09.11.2023). [In Rus].

5. Zimnjaja I. A. Pedagogicheskaja psihologija. Rostov n/D.: Feniks, 1997. 480 s. [In Rus].

6. Isakova T. B. Sushhnost' ponjatija «Samostojatel'naja rabota» // Vestnik VUiT. 2009. № 2 [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-ponyatiya-samostoyatelnaya-rabota (data obrashhenija: 09.11.2023). [In Rus].

7. Kolesnikova L. I., Dzjatkovskaja E. N., Dolgih V. V i dr. Adaptivno-razvivajushhaja strategija sohranenija zdorov'ja shkol'nikov. M.: Literra, 2013. 200 s. [In Rus].

8. Komenskij Ja. A. Velikaja didaktika / Ja. A. Komenskij, D. Lokk, Zh.-Zh. Russo, I. G. Pestalocci. Pedagogicheskoe nasledie. M.: Pedagogika, 1989, 416 s. [In Rus].

9. Krupskaja N. K. Pamjatka zanimajushhemusja samoobrazovaniem (obshhie pravila) / Pedagogicheskie sochinenija v desjati tomah; pod red. N. K. Goncharova, I. A. Kairova, N. A. Konstantinova. M.: Akademija pedagogicheskih nauk, 1934. [In Rus].

10. Kuz'mina N. V., Zharinova E. N. Metody issledovanija obrazovatel'nyh sistem. SPb.: «Centr strate-gicheskih issledovanij». 2018. 162 s. [In Rus].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Okulova L. P., Kulikov N. M. Jergonomicheskie trebovanija pedagogicheskogo proektirovanija obrazovatel'nogo processa // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2014. № 6. [In Rus].

12. Osmolovskaja I. M. I. Ja. Lerner o processe obuchenija: sovremennoe prochtenie // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2017. № 3 (39) [Jelektronnyj resurs]. URL: https://cyberleninka. ru/article/n/i-ya-lerner-o-protsesse-obucheniya-sovremennoe-prochtenie (data obrashhenija: 10.11.2023). [In Rus].

13. Pligin A. A. Celenapravlennoe razvitie poznavatel'nyh strategij shkol'nikov. M.: Izdatel'stvo Moskovskogo psihologo-social'nogo universiteta, 2021. 152 s. [In Rus].

14. Psihologo-pedagogicheskie uslovija stanovlenija individual'nyh strategij obuchenija shkol'nikov; pod nauch. red. I. S. Jakimanskoj. M., 2007. 156 s. [In Rus].

15. Seliverstova E. N. Sovremennaja didaktika: ot shkoly znanija — k shkole sozidanija. Vladimir: Izd-vo VlGU, 2017. 207 s. [In Rus].

16. Sosnina E. G. Ispol'zovanie metoda modelirovanija pri formirovanii samokontrolja mladshego shkol'nika // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. T. 1, № 2 (59). S. 50-58. [In Rus].

17. Uman A. I., Fedorova M. A. Uchebnoe zadanie kak sredstvo formirovanija samostojatel'noj uchebnoj dejatel'nosti // Problemy sovremennogo obrazovanija. 2017. № 2. S. 111-117. [In Rus].

18. Uskova I. V. Didakticheskie osnovanija domashnej uchebnoj raboty v osnovnoj shkole v uslovijah sovremennoj informacionno-obrazovatel'noj sredy // Otechestvennaja i zarubezhnaja pedagogika. 2019. T. 1, № 2 (59). S. 35-49. [In Rus].

19. Banartseva A. V., Kaplina L. Y. The organization of students' independent study through the use of internet resources // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 74-3 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/the-organization-of-students-inde-pendent-study-through-the-use-of-internet-resources (дата обращения: 11.11.2023).

20. Curry C. Charter School Leadership: Elements for School Success // R&L Education. 2013. P. 29.

21. Kaplan S., Gould B. Independent study. Calabasas, CA: Educator to Educator. 2002. 56 p.

22. Mamatkulova N. Independent study skills as a key to success in higher education system // European Journal of Research and Reflection in Educational Sciences. 2020. Vol. 8, no. 10. Part II. P. 96-100.

23. WardL. Self-study: procedure, organization, tips for students // Build-innovation. 2021 [Электронный ресурс]. URL: https://en.build-innovation.com/selbststudium-132 (дата обращения: 10.11.2023).

Информация об авторе

Е. Н. Дзятковская — доктор биологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Information about the author

E. N. Dzyatkovskaya — Dr. Sc. (Biology), Professor, Leading Researcher

Статья поступила в редакцию 14.11.2023; одобрена после рецензирования 05.12.2023; принята к публикации 05.03.2024. The article was submitted 14.11.2023; approved after reviewing 05.12.2023; accepted for publication 05.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.