Научная статья на тему 'Диагностика исследования представлений о материнстве у молодых женщин разных этносов (на примере женщин русского этноса и женщин народов Дагестана)'

Диагностика исследования представлений о материнстве у молодых женщин разных этносов (на примере женщин русского этноса и женщин народов Дагестана) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
955
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МАТЕРИНСТВЕ / ЭТНОС / ИДЕАЛЬНАЯ ЖЕНЩИНА / ОБРАЗ МАТЕРИ / РОЖДЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ / ЦЕННОСТЬ / ТРАДИЦИИ / МАТЕРИНСКАЯ ЛЮБОВЬ / ДЕТСКИЙ ОПЫТ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ЗНАЧИМОСТЬ СЕМЬИ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / CHILDREN'S EXPERIENCE / IDEAS OF MOTHERHOOD / ETHNOS / IDEAL WOMAN / AN IMAGE OF MOTHER / BIRTH AND UPBRINGING OF CHILDREN / VALUE / TRADITIONS / MOTHERLY LOVE / INTRAPERSONAL CONFLICT / FAMILY IMPORTANCE / LIFE SENSE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рамазанова Ирина Викторовна

Материнство уникальный объект психологических исследований, представления о котором последнее время претерпели существенные изменения. Представления о материнстве как ценности, возникая в процессе жизнедеятельности субъекта, обусловлены национальной и культурной принадлежностью. В качестве источника содержания представлений выступают внутренние условия личности как ценности. Ценность материнства является значимой при непосредственной включенности женщины в осуществление деятельности материнства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Diagnostics of the ideas of motherhood among young women of different ethnoses (women of the Russian ethnos and women of Dagestan serve as an example)

Maternity is the unique object of psychological researches, the ideas of which have lately undergone significant changes. The attitude towards motherhood as a great value is conditioned by a national and cultural accessory. Internal conditions of the person act as a source of the maintenance of representations. Value of motherhood is significant when a woman is directly involved in realization of this very activity.

Текст научной работы на тему «Диагностика исследования представлений о материнстве у молодых женщин разных этносов (на примере женщин русского этноса и женщин народов Дагестана)»

3) интерпретацию смысла;

4) оценку произведения.

Таким образом, позиции многих исследователей согласуются с тем, что все фазы являются взаимопроникающими, взаимосвязанными, взаимообусловленными и не могут существовать одна без другой.

1. Арнхейм Р. Новые очерки психологии искусства. М., 1974. С. 20-21.

2. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1998. С. 33.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. С. 76.

4. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М., 1964. С. 75.

5. Блок В.Б. Сопереживание и сотворчество // Психология художественного творчества. Мн., 2003. С. 477.

6. Аллахвердов В. М. Психология искусства. СПб., 2001.

7. Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. М., 1997.

8. Раппопорт С.Х. Проблемы художественного творчества: от художника к зрителю. М., 1978.

9. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001.

10. Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи: дис. ... канд. псих. наук. М., 2003.

11. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура и взаимодействия // Художественное творчество и психология. М., 1991. С. 53.

12. Крупник Е.П. Психологическое воздействие искусства. М., 2001. С. 68.

13. Бородина В.А. Читательская деятельность: теоретический аспект // Психология чтения и проблемы типологии читателей. Л., 1984. С. 13.

14. Тарасов Г.С. Психология музыкальной потребности (на материале классического музыкального искусства): автореф. дис. ... д-ра искусствовед. М., 1991. С. 42.

15. Кравчук П.Ф., Толкушева С.А. Искусство в системе социальной коммуникации // Вопр. культурологии. 2007. № 8. С. 35-37.

Поступила в редакцию 8.09.2008 г.

Lkhamtseren B. On the problem of work of art perception. The article is devoted to the problem of work of art perception. The perception of a work of art is divided into different phases: pre-communicative, communicative, post-communicative, etc. All the phases are interpenetrating, interconnected and cannot exist without each other.

Key words: perception, a work of art, perception phase.

ДИАГНОСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МАТЕРИНСТВЕ У МОЛОДЫХ ЖЕНЩИН РАЗНЫХ ЭТНОСОВ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН РУССКОГО ЭТНОСА И ЖЕНЩИН НАРОДОВ ДАГЕСТАНА)

И.В. Рамазанова

Материнство - уникальный объект психологических исследований, представления о котором последнее время претерпели существенные изменения. Представления о материнстве как ценности, возникая в процессе жизнедеятельности субъекта, обусловлены национальной и культурной принадлежностью. В качестве источника содержания представлений выступают внутренние условия личности как ценности. Ценность материнства является значимой при непосредственной включенности женщины в осуществление деятельности материнства.

Ключевые слова: представления о материнстве, этнос, идеальная женщина, образ матери, рождение и воспитание детей, ценность, традиции, материнская любовь, детский опыт, внутриличностный конфликт, значимость семьи, смысл жизни.

Материнство - уникальный объект психологических исследований, представления о котором последнее время претерпели существенные изменения. Произошло смещение акцентов с материнства как ухода за ребен-

ком на материнство - внутреннее личностное образование женщины.

Представления о материнстве, возникая в процессе жизнедеятельности субъекта, будут обусловлены социокультурным контекстом развития; выполняют регуляционную

функцию деятельности, направляют субъекта в процессе осуществления его потребности. В качестве источника содержания представлений выступают также внутренние условия личности как ценности. Материнство, реализуясь в рождении и воспитании детей, наполняет жизнь женщины смыслом, позволяя ей реализовывать как ценности созидания и творчества, так и ценности переживания в отношениях с ребенком.

Возникновение и развитие материнской любви проходит на основе детского опыта взаимодействия с собственной матерью, на основе связей, которые устанавливаются между матерью и ребенком после родов в результате ее заботы и его ответной реакции, на основе игры в детстве, во взаимодействии с реальными или воображаемыми маленькими детьми [1].

Нами была разработана и апробирована диагностическая методика, позволяющая рассмотреть проблему материнства с психо-лого-педагогических позиций.

Диагностика включает в себя модифицированные варианты методики «Незаконченные предложения» и методики изучения ценностных ориентаций М. Рокича, а также анкету, содержание которой определено методологией исследования.

Данная методика представляет собой систему вопросов, направленных на выявление особенностей воспитания и развития, испытуемых в детстве, а также на выявление характеристик содержания представлений о материнстве (приложение 1). Процедура предназначена для исследовательского использования. Содержит 14 пунктов, которые можно условно сгруппировать в три блока.

1) социально-демографический блок (17 пункты);

2) семантический блок (8 пункт);

3) ценностно-смысловой блок (9-14 пункты).

Большинство вопросов требуют одного или нескольких выборов из предложенных вариантов. Вопросы носят полузакрытый характер, присутствует возможность собственного ответа, помимо предложенных. Такая форма ответов позволяет получить более развернутую информацию и существенно расширяет возможности качественного анализа данных исследования.

Психодиагностический метод конкретизирован сочетанием субъективного (диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописания особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях) и проективного (диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности объектом проекции) подходов [2].

Оценка результатов производится посредством метода контент-анализа, метода экспертных оценок, метода шкалирования и процедуры ранжирования.

В целях повышения надежности методики введена стандартизация процедуры обследования, поскольку при строгой регламентации процедуры обследования (обстановка и условия работы испытуемой, характер инструкции, временные ограничения, способы и особенности контакта с испытуемой, порядок предъявления элементов методики, получения оценок и т. д.) существенно уменьшается дисперсия ошибок и повышается надежность. Авторы методики полагают, что содержание представлений о материнстве обусловлено этнической принадлежностью респондента и характером вероисповедания, если респондент является верующим человеком.

Методика начинается вводной частью, в которой указывается, кто и с какой целью проводит исследование. Дается инструкция по заполнению.

Вопросы социально-демографического

блока (приложение 1, пункты 1-7), т. н. «паспортички», направлены на выяснение социально-демографических характеристик респондентов (возраст, образование, профессия, семейное положение, характер вероисповедания):

Содержание этого блока во многом обусловлено ссылками на структуру построения традиционных анкет. Благодаря которым обозначены контактные вопросы, направленные на включение респондентов в тему исследования. В соответствии с целью исследования содержание этого блока было расширено такими пунктами, как:

□ Национальность

□ Верующий ли Вы человек?

□ Ваше вероисповедание?

Введение этих пунктов обусловлено характером исследования. Авторы полагают, что представления о материнстве обусловлены этнической и конфессиональной принадлежностью респондентов.

Содержание семантического блока (приложение 1, пункт 8) позволяет определить актуальность и значимость образа матери, особенности отношений с родителями и яркость детских впечатлений, а также изучить представления о материнстве в целом как об одной из составляющих жизни женщины.

При обработке результатов определяется актуальность и значимость материнства как ценности личности, но при этом делается акцент на анализе среды воспитания и стиле отношений в семье опрашиваемой. Актуальность определяется нами как наличие в ответах респондентов самоописаний, указывающих на те или иные особенности их развития в детском и подростковом возрасте, на условия формирования у них отношения к матери как образу и к женщине как образу. Чем подробнее и откровеннее даются самоописания, тем выше актуальность и значимость материнства как ценности для личности.

Для обработки результатов предлагается фиксировать полученные ответы - продолжения незаконченных предложений в протоколе. В графе «примечания» отражается эмоциональная реакция респондентов, характер ответа (позитивный, негативный, неопределенный). В дальнейшем эти примечания будут учитываться при анализе и составлении портрета женщины-русской и женщины-дагестанки в свете развития у них представлений о материнстве.

Необходимо сделать пояснения, почему введены характеристики «позитивный», «негативный», «неопределенный» и каким образом завершения фраз распределяются по этим категориям.

Критерием положительного или отрицательного ответа служит материнская сфера личности, т. е. каким образом то или иное обращение, отношение, восприятие влияет на формирование материнской сферы личности у респондентов. Например, завершение фразы «Я и моя мать являемся по-настоящему близкими людьми» указывает на наличие эмоциональной связи и гармонии в отношениях с матерью. В то же время такие варианты завершений, как «.мы редко бывали

вместе в детстве», «.часто спорили»,

«.хотели бы жить отдельно друг от друга» будут считаться негативными. К негативным следует относить также ответы-пропуски, когда респондент не хочет завершать фразу. Неопределенными считаются завершения по типу: «.не понимаем друг друга»,

«.независимы», «.хорошо устроились в жизни», поскольку эти варианты не дают представления об истинных отношениях и о влиянии этих отношений на респондента. К неопределенным относятся те случаи, когда респондент не имеет матери либо по каким-то причинам воспитывалась не матерью и не может выразить своего отношения к ней.

Анализируя варианты завершения фразы «В детстве я мечтала... », к позитивным мы причисляем мечты, так или иначе связанные с семьей (например, «.чтобы у меня была сестренка, братишка», «. чтобы у меня было больше друзей»). К неопределенным следует относить фантазии («.чтобы со мной произошло чудо», «. чтобы я стала принцессой»). Негативными же являются варианты фраз, носящие сугубо эгоистический характер («.быть единственным ребенком», «. навсегда остаться маленькой», «. чтобы мне чаще дарили подарки»).

Позитивным в отношении формирования материнских чувств будет тот показатель, если девочка в детстве играет в куклы, с мягкими игрушками, с маленькими детьми, любит ролевые игры («Дочки-матери», «Больница»).

Негативное воздействие на развитие материнских чувств в будущем и формирование адекватного представления о материнстве оказывает пристрастие девочек к агрессивным, мальчишеским играм, возня с машинками, роботами и подобными обезличенными игрушками.

Особенно показательной для нашего исследования является фраза «Идеальная женщина - это .».

Включение в образ идеальной женщины материнских функций оценивалось нами как положительный ответ. (Например, «хорошая мать и хозяйка - это женщина, сочетающая в себе черты любовницы, матери и супруги»). Варианты завершения фразы как «.это просто женщина во всех смыслах», «.это недостижимо», «. это суперженщина» расцениваются как неопределенные. Соответст-

венно, негативную окраску несут в себе варианты по типу: «. это женщина с фотомо-дельной внешностью и стабильным высоким доходом», «. это женщина, вызывающая зависть и восторг», поскольку в образе этой «идеальной женщины» нет упоминания о материнстве, а создается портрет эгоистичной и самовлюбленной личности.

Остальные фразы не вызывали затруднений при обработке, но при этом необходимо учитывать особенности значения некоторых формулировок.

Прежде нужно отметить, что фразы для теста незаконченных предложений выбирались с учетом специфики исследования. Важно понять, каким образом впечатления детства, отношения с родителями и другими взрослыми, общие впечатления о своей семье оказали влияние на формирование представлений о материнстве у женщины. На возникновение и развитие материнской любви влияет детский опыт общения с собственной матерью и опыт взаимоотношений между всеми членами родительской семьи. Отсутствие психологической связи между матерью и дочерью порождает аномальное отношение потенциальной матери к ребенку: женщина остается эмоционально холодной к ребенку либо компенсирует отсутствие любви со стороны своей матери навязчивой родительской любовью к собственному ребенку.

Переживания ребенка, полученные в детстве, вытесняются в область бессознательного и продолжают влиять на поведение и жизнь человека. Характер любви, транслируемой родителями, зависит от того, что переживает сам ребенок. Детские впечатления человека проявляются наиболее ярко, когда он сам становится родителем.

Анализируя ответы русских женщин, можно заметить, что хотя большинство из опрошенных считают свое детство, родителей и семью благополучным, давая позитивные завершения фразам теста, но при этом они находятся в напряженных отношениях с собственной матерью. Многие считают ее поведение неправильным, критикуют методы ее воспитательного воздействия и вспоминают многочисленные конфликты и противоречия, пришедшие из детства и закрепившиеся в памяти. Мечты русских женщин, обладающих негативным детским опытом общения с матерью, никак не связаны с ма-

теринством. Они в детстве мечтали об удовлетворении ведущих потребностей в обладании. Эти же женщины в большей степени характеризуют идеальную женщину как успешную, деловую, красивую, благополучную, но не как женщину-мать.

Для русских женщин, обладающих позитивным детским опытом, свойственна большая заинтересованность перспективами материнства и рождения детей; они не мыслят супружества без ребенка, обязательно включают в перечень качеств идеальной женщины качества матери.

Для женщин народов Дагестана характерна близкая и прочная связь со своей матерью, почитание авторитета родителей и приобщение к опыту воспитания детей. Подавляющее большинство дагестанских женщин считают материнство неотъемлемой характеристикой идеальной женщины. Многие из опрошенных женщин Дагестана сами выросли в многодетных семьях и мечтают о создании таких же семей для себя в будущем. Помогая матери, они много времени проводили с младшими детьми, что способствовало развитию коммуникативного опыта и навыков общения с младенцами.

Можно заключить, что у женщин народов Дагестана опыт материнства более актуален, чем у русских женщин. Это обусловлено условиями воспитания (мусульманские традиции, отражающие главенствующую роль материнства в жизни женщины; опыт воспитания в семье, где несколько разновозрастных детей; тесная эмоциональная связь с матерью).

Содержание ценностно-смыслового блока (приложение 1, пункты 9-14) выявляет значение представлений о материнстве, определяет соотношение наполненности форм представлений о материнстве как о ценности среди ценностных ориентаций респондента.

Задача опрашиваемой: из предлагаемых вариантов выбрать те, которые по ее мнению отражают ответ на вопрос пункта. При этом респондент имеет возможность дополнить существующие варианты возможных выборов своими собственными вариантами, вписав их в графу «другое».

Подбор вариантов ответа определяется методологией исследования. Для обработки результатов используется «ключ». Количество вариантов выбора уравновешено в соот-

ветствии с каждым способом существования женщины в материнстве. Значения, данные респондентами в варианте «другое», обрабатываются посредством метода экспертных оценок в соответствии с методологией исследования.

Анализ ответов по пункту № 9 «Желаемое количество детей» указывает, что все респонденты, принявшие участие в исследовании, хотят иметь детей, их отсутствие никого не удовлетворило бы при наличии достатка.

Анализ ответов по пункту № 10 «Сферы предпочтения респондентов» показывает, что в ситуации отсутствия необходимости заботиться о материальном благополучии большинство русских и дагестанских женщин предпочли бы заниматься домом и своими детьми. Значительное число респондентов предпочли бы самосовершенствование.

Нужно отметить, что женщины Дагестана исключают для себя возможность заниматься образованием. Также у этих женщин при выборе сферы предпочтений нет ответов «самореализация во всех аспектах», «многим сразу», «всем по чуть-чуть», «затрудняюсь ответить», что наводит на предположение о высокой степени осознанности своих потребностей и умении определять приоритеты. Русские женщины как раз обладают многообразием интересов, и им не всегда легко выбрать доминирующий. Мы предполагаем, что отсутствие затруднений при выборе одной наиболее предпочитаемой сферы деятельности у женщин народов Дагестана обусловлено сформированной и усвоенной культурной традицией.

Таким образом, большинство женщин русского этноса и женщин народов Дагестана полагают, что материнство помогает «продолжить себя в вечную жизнь». Здесь проступает чувственная форма представлений о материнстве. Также многие из опрошенных женщин полагают, что материнство дает женщине любовь. Здесь предусматривается и возможность одаривать своей любовью ребенка, а также получать любовь от него, «любовь как дар». Это представление о материнстве носит эстетический характер. В графе «другое» женщины-русские писали следующие формулировки: «физическая и духовная зрелость», «выполнение своей задачи перед высшими силами», «счастье»,

«радость». Женщины народов Дагестана отмечали, что «материнство дает шанс реализовать себя и новое понимание жизни», «ответственность», «счастье».

При обработке результатов определяется иерархия ценностей для группы путем подсчета среднегрупповых показателей рангов по каждой ценности. Затем оформляется сводная таблица результатов распределения терминальных ценностей по рангам.

В иерархии представлений о наиболее значимых аспектах жизнедеятельности современной женщины испытуемые русского этноса перечисляют многие аспекты, где три первых места занимают:

□ «счастливая семейная жизнь»;

□ «рождение и воспитание детей»;

□ «сохранение здоровья».

В представлениях женщин народов Дагестана наиболее значимыми ценностями являются:

□ «счастливая семейная жизнь»;

□ «сохранение здоровья»;

□ «рождение и воспитание детей».

Женщины народов Дагестана считают

здоровье наиважнейшей ценностью, поскольку именно она определяет возможность реализации иных установок (осуществление рождения и воспитания детей, счастливую семейную жизнь).

Пункт 14 предполагает неограниченное количество ответов и направлен на выявление личностного смысла, который имеет слово «мать» для женщины.

Анализируя ответы, можно утверждать, что для женщин русского этноса и для женщин народов Дагестана ведущими качествами матери являются: любовь, доброта, забота. Однако женщины народов Дагестана в большей степени считают душевные, морально-нравственные качества наиболее значимыми для матери. Также они полагают, что для женщины-матери свойственна богобоязненность, тогда как женщины русского этноса не выделяют религиозность как необходимое для матери качество.

Женщины русского этноса находят приемлемыми для матери такие качества, как строгость, невмешательство и некоторое равнодушие к ребенку. Для дагестанских женщин строгость не является необходимым качеством матери, а игнорирование вообще не допускается.

Мы полагаем, что включенность мусульманской культурной традиции в жизненный мир современной женщины Дагестана, где основная ее деятельность связана с реализацией материнства, обусловливает такое представление о качествах матери.

Для русских женщин характерны трудности в выборе предпочитаемой сферы деятельности, преобладает желание совмещать сразу несколько видов деятельности. Высокая значимость карьеры и профессионального роста при желании заниматься домом и своими детьми свидетельствует о наличии у многих из них внутриличностного конфликта. Женщины русского этноса признают значимость семьи и детей, но не могут при этом отказаться от возможности достигнуть успеха в профессиональном плане. В идеале русской женщине хотелось бы одновременно быть и хорошей матерью, и преуспевающей, активной женщиной. Материнство при этом является ведущей ценностью сознания опрошенных русских женщин.

Согласно представлениям женщин, принадлежащих к мусульманской культуре, современная женщина может быть одновременно и хорошей матерью, и любящей женой, не теряя при этом своей привлекательности и стремления к саморазвитию. Рождение и воспитание детей, семья, религиозность и любовь являются главными сферами жизнедеятельности современной женщины. Материнство выступает как ведущая ценность для женщин народов Дагестана.

В то же время для большинства дагестанских и русских женщин представление о себе как о матери и хозяйке дома остается традиционной ценностью. Женщины русского этноса находят оптимальным иметь двоих детей в семье. Мало кто из русских женщин высказывается в пользу многодетности. Тогда как женщины народов Дагестана считают нормой быть матерью многодетной семьи.

Нужно отметить, что ценность материнства наиболее актуализируется при осуществлении соответствующей деятельности женщиной. Отсутствие самоописаний, указывающих на материнскую сферу, у всех опрошенных, которые не имеют детей и не собираются рожать в ближайшее время, свидетельствует о том, что содержание «образа Я» определено теми деятельностями, реализацией которых занимаются испытуемые.

Значительное количество испытуемых женщин народов Дагестана отмечают, что материнство обогащает женщину, дарит новое понимание жизни, избавляет от эгоизма и безответственности. Эти сведения подтверждают наиболее высокую ценность материнства среди других ценностей для представительниц мусульманской культуры.

В целом, представления о материнстве как ценности обусловлены национальной и культурной принадлежностью. Ценность материнства является значимой при непосредственной включенности женщины в осуществление деятельности материнства.

Итак, рождение и воспитание детей является ценностью для большинства респондентов обоих этносов, занимая 2 и 3 ранги в структурах терминальных ценностей. Принадлежность к разным культурным традициям не оказывает здесь различающего воздействия, поскольку и для женщин русского этноса, и для женщин народов Дагестана ценность рождения и воспитания детей традиционно была высокой. Данные результаты показывают, что эта ценность ассимилирована респондентами. Но существуют различия в содержании представлений о материнстве. Так, женщины-дагестанки больше внимания придают сохранению здоровья и благополучным семейным отношениям как условиям рождения детей. Женщины народов Дагестана в большинстве своем негативно относятся к рождению детей вне брака, поэтому замужество у многих является определяющим фактором для создания многодетной семьи.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приложение 1

Анкета

1. Имя__________________

2. Национальность__________________________

3. Ваше образование:

неполное среднее ____ среднее полное____ высшее незакончен. высш.____средн. технич.

средн. спец._

4. Профессия_________________________

5. Ваше семейное положение:

не была в браке___состою в первом браке____

разведена____другое____

6. Верующий ли Вы человек? (да, нет)_______________

7. Ваше вероисповедание?___________________________

8. Закончите, пожалуйста, фразы так, как считаете нужным

1) Мое детство_______________________________

2) Я считаю своих родителей__________________

3) В детстве Я мечтала_______________________

4) Моя мать и я______________________________

5) Когда я была ребенком, моя семья__________

6) Я люблю свою мать, но________________________

7) Я люблю своего отца, но______________________

8) В сравнении с другими семьями моя семья

9) Супружеская жизнь кажется мне_____________

10) Считаю, что большинство матерей___________

11) В школе мои учителя_______________________

12) В детстве я играла________________________

13) В будущем я_______________________________

14) Идеальная женщина - это___________________

9. Если бы Вы были уверены в своем материальном благополучии, хотели бы Вы в будущем иметь детей?

Не хочу иметь детей Одного ребенка____________Двоих детей______________________________________Троих детей_Более трех детей_

10. Если бы Вам не нужно было заботиться о своем материальном благополучии, Вы предпочли бы заниматься только (выбрать одно):

Домом и своими детьми______Карьерой, работой

Самосовершенствованием_____Образованием_______

Творчеством______Другое____

11. Что дает женщине материнство, по-вашему? (Можно отметить несколько пунктов).

Привлекательность в глазах мужчины________

Возможность «жить вечно»________Любовь________

Признание окружающими______Возможность самореализации ________________Другое_

12. Что является наиболее значимым в жизни современной женщины? (Пронумеруйте по степени значимости: 1 - самое значимое, последнее - наименее значимое).

Работа, карьера Материальное благополучие

Привлекательная внешность_______Любовь________

Здоровье, сохранение его______Образование_____

Благополучная семейная жизнь____Творчество____

Рождение и воспитание детей_________Самореализация ________________________________Знакомства, общение Отдых, развлечения ______________________________

13. Как Вы считаете, материнство - это:

Право_________Инстинкт________________Долг женщины_

Биологическая функция______Труд_____Другое_______

14. Какими качествами должна обладать на Ваш взгляд мать?

(перечислите)__________________________________

1. Филиппова Г.Г. Психология материнства. М., 2002.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб., 2000. С. 266.

Поступила в редакцию 17.09.2008 г.

Ramazanova I.V. Diagnostics of the ideas of motherhood among young women of different ethnoses (women of the Russian ethnos and women of Dagestan serve as an example). Maternity is the unique object of psychological researches, the ideas of which have lately undergone significant changes. The attitude towards motherhood as a great value is conditioned by a national and cultural accessory. Internal conditions of the person act as a source of the maintenance of representations. Value of motherhood is significant when a woman is directly involved in realization of this very activity.

Keywords: ideas of motherhood, ethnos, ideal woman, an image of mother, birth and upbringing of children, value, traditions, motherly love, children's experience, intrapersonal conflict, family importance, life sense.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗОВАННОСТИ

В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ1

Р.В. Ершова

В статье рассмотрены особенности организованности как свойства личности у представителей зрелого возраста (25-35 лет). Дан факторный анализ организованности у исследуемой группы.

Ключевые слова: структура организованности, психологические особенности организованности, зрелость.

Как сделать эффективной человеческую деятельность? Ответ на этот вопрос уже как минимум второе столетие волнует психологов, педагогов, менеджеров, экономистов. Причем в последнее время эта проблема ставится в ином ключе - как развивать личную эффективность, сделать так, чтобы человек,

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект №07-06-50601 а/Ц.

достигая максимальных результатов в различных сферах своего бытия, получал при этом удовольствие от процесса достижения. Проблема развития личной эффективности есть проблема развития личности, точнее, отдельных ее свойств, коренным образом влияющих на качество и особенности процесса достижения целей. Одно их ведущих мест в списке подобных свойств принадле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.